«Приемные требования для организации приема на обучение по инновационной интегрированной образовательной программе артистов балета с учетом двухступенчатого цикла обучения – начальная общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла (хореографическое искусство) и реализация ГОС СПО по специальности "Искусство балета" в части психологической экспертизы абитуриентов» (программа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Психологический отбор детей на программы обучения искусству балета сопряжен с трудностями методологического характера. Существует явный дефицит специальных исследований и методик, ориентированных на понимание и оценку психологии учащихся балетных школ. В этом смысле представленная программа носит инновационный характер.
Профессиональное формирование артиста балета — это не только приобретение и шлифование профессиональных навыков, но в большей мере воспитание и развитие личности и ее художественных дарований: способности к перевоплощению, чувства ритма, культуры движений, пластики, общей культуры и многих других качеств. Немаловажное значение приобретает психологическая готовность к обучению. Творческая индивидуальность, ее наиболее полное раскрытие и самоутверждение — проблемы, остро волнующие ученых-теоретиков и практиков театра.
Традиционная система отбора абитуриентов в хореографические училища состоит из трех этапов.
На первом этапе определяются внешние сценические данные.
На втором этапе обследуется состояние здоровья.
Третий этап выявляет наличие профессиональных физических данных, без которых невозможно освоение учебной программы: подъем, выворотность, шаг, прыжок, гибкость.
При всех своих положительных качествах, существующая методика не учитывает психологических аспектов проблемы. Данные аспекты следуют из особенностей и условий обучения художественно-эстетической (хореографической) деятельности.
Профессия артиста балета трудна. В основе классического хореографического воспитания и обучения лежит не только систематический, долголетний и очень тяжелый ежедневный физический труд, но и огромная эмоционально-интеллектуальная нагрузка на личность будущего артиста балета. Это накладывает определенные требования к уровню развития личности абитуриента.
Легкость, с которой ребенок сможет преодолеть данные трудности, определяется его индивидуально-психологическими ресурсами, потенциалом обучения и адаптационными возможностями. Диагностирование личностных характеристик при поступлении в хореографическое училище будет способствовать повышению уровня адаптации учащихся первых балетных классов, а также избежать психологических травм.
Диагностика психологических свойств личности поступающих является вспомогательной (дополнительно) формой экспертной деятельности. Она направлена на получение информации о конкретной личности и ее социального поведения с тем, чтобы выявить «благополучных» и «неблагополучных» детей.
Представленная программа содержит подробное описание содержания и технологии проведения психологической экспертизы абитуриентов с учетом специфики возраста поступающих и особенностей будущей деятельности в стенах учебного заведения.
Задача диагностического обследования абитуриентов 7 лет — измерение уровня психологической готовности к школе с эстетическим уклоном. Главное внимание здесь уделено определению способности к произвольной регуляции поведения и умственной деятельности, психологических установок и личностного реагирования на трудные ситуации школьной жизни, эмоционального отношения к учению, уровня эмоционально-эстетического развития и творческих способностей.
Психодиагностика поступающих в возрасте 10 лет выявляет характеристики их психологического статуса в связи с необходимостью совмещать получение общего и профессионального образования.
Психологическая работа по оценке пригодности к обучению у подростков 14 лет нацелена на изучение личностных особенностей, которые повышают риск девиантного поведения, особенно в условиях присущих данному возрастному периоду кризисных проявлений, роста внутри- и межличностных конфликтов.
Основное содержание работы (или ее этапы).
При отборе детей 7 лет на обучение по программам эстетического развития возможно наряду с оценкой общей психологической готовности к школе выявлять психологические предпосылки к успешному обучению в классах с хореографическим уклоном.
Психологическая экспертиза абитуриентов ориентирована на объективное и системное распознавание их индивидуально-психологических особенностей (познавательных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных) необходимых для успешной адаптации к условиям обучения в Академии и освоения образовательных программ эстетического цикла и искусства танца.
Содержание программы:
- Введение
- Программа психолого-педагогической экспертизы абитуриентов 7 лет, отбираемых на обучение по инновационной интегрированной образовательной программе начальной общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла (хореографическое искусство)
- Программа психолого-педагогической экспертизы абитуриентов (возраст 10 лет), отбираемых на обучение по инновационной интегрированной образовательной программе ГОС СПО «Искусство балета»
- Программа психолого-педагогической экспертизы абитуриентов (возраст 14 лет), отбираемых на обучение по инновационной интегрированной образовательной программе ГОС СПО «Искусство балета»
- Заключение
- Список использованных источников.
Результаты, выводы.
Представленная программа носит инновационный характер.
Дети, отобранные в Академию, в том числе по результатам психологического обследования, должны наблюдаться психологом и педагогами в течение одного цикла обучения (триместр, семестр). Результаты их деятельности и поведения необходимо сопоставлять с критериальными показателями «на входе» с тем, чтобы подтвердить качество сделанного прогноза.
Данные психодиагностики имеют смысл, если выявленные психологические особенности поступивших будут учтены педагогами Академии в организации учебно-воспитательного процесса, создании развивающей среды, соответствующей индивидуальности воспитанников.