«Неделя психологии и здоровья» (просветительско-профилактический проект )
Актуальность.
Напряженный характер учебы, большой объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на детский организм. В целях совершенствования системы физического и психического воспитания и образования школьников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка. Для разрешения этой проблемы мы взяли идею проведение «Недели психологии», во время которой работой охватываются все субъекты образовательного процесса.
Цели и задачи.
Цель: создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов школы, содействие сохранению, укреплению психологического здоровья учащихся и педагогов, приобщение к ценностям здорового образа жизни через инновационные технологии.
Задачи:
- повысить психологическую компетентность учащихся, педагогов.
- создать путем проведения широкого круга мероприятий стимулы, способствующие вовлечению всех школьников в оздоровительные мероприятия.
- содействовать развитию грамотной и здоровой личности учащихся.
- способствовать личностному росту педагогов и учащихся;
- способствовать формированию учебной мотивации и познавательных интересов;
- способствовать формированию у учащихся ощущения поддержки и успеха.
- способствовать осознанию необходимости здорового образа жизни.
Содержание проекта.
Категории участников: учащиеся 1–11 классов, педагоги и воспитатели школы.
Каждый день недели посвящён определённой составляющей понятия «здоровье». Неделя психологии основывалась на идее содействия развитию у участников образовательного процесса таких основных духовных, нравственных качеств, как любовь, дружба, взаимопонимание, терпимость, уважение, взаимоподдержка, интерес к себе, как к личности, и к окружающим людям.
Исходя из основной идеи и вышеперечисленных принципов, определены центральные мероприятия каждого дня Недели и сквозные, связывающие между собой все дни (стенд «Неделя психологии и здоровья» «Психологические заборы», цитаты и афоризмы, развешиваемые на стенах школы).
Неделя психологии длится 5 дней. Все мероприятия Недели способствуют формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации учащихся.
Программа проведения недели психологии и здоровья в ГКООУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»
День недели |
Название дня |
Проводимые мероприятия |
Понедельник |
День психического здоровья. «Кто не горит, тот не коптится. Это закон. Да здравствует пламя жизни» |
1) Радуга настроений; 2) Забор «Ваши мечты…»; 3) Игра «Следопыт» (1–4 классы) в 9.40; 4) Конкурс рисунков «Поделись хорошим настроением» |
Вторник |
День социального здоровья. «Самая настоящая роскошь-роскошь человеческого общения» |
1) Забор «Я хочу, чтобы в нашей школе…» 2) Игра «Дом, который построим мы» (5–7 классы) в 15.00; 3) Музыкотерапия для педагогов и воспитателей. |
Среда |
День интеллектуального здоровья. «Никогда не поздно поумнеть» |
1) Забор «Я умею, я могу…»; 2) Игра «Сто к одному» (8–11 классы) в 15.00; 3) Музыкотерапия для педагогов и воспитателей. |
Четверг |
День физического здоровья. «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранять крепость духа» |
1) Забор «Мой любимый вид спорта…» 2) Двигательные переменки- конкурсы «Победи себя сам или весёлая чепуха» (1–5 классы)
|
Пятница |
День духовного здоровья. «Смех — кратчайшее расстояние между двумя людьми» |
1) Забор «Сделай комплимент другу…»; 2) Ларец радости или предсказаний 3) Письмо психологу «Поделись своим мнением о неделе психологии»; 4) Выставка рисунков «Поделись хорошим настроением» |
Результаты недели.
Писем психологам «Поделись своим мнением о неделе психологии» было очень много, всем понравилось то, что происходило в школе, возникла необходимость выпустить газету «По следам недели психологии и здоровья» с целью рефлексии. Учащимся понравились организованные перемены, проведенные игры и занятия. Учителя в рамках своего урока рассказывали о здоровом образе жизни.
Психологические акции, организованные как для обучающихся, так и для педагогов, — это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы. Важными особенностями акций хотелось бы отметить ненавязчивость и необычность. Акции на время своей жизни создали в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. На некоторое время школа стала одним целым, вжилась в одни мысли, одни вопросы. Нам кажется, мы смогли возбудить живой, естественный интерес к себе и своему психологическому знанию, здоровому образу жизни и педагогов, и детей.
Общее мнение о проведении недели — сделать регулярной.