Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«На пути к сознательному родительству. Талантливая мамочка» (цикл тренингов и встреч)


Автор:
Смыкова Ольга Ивановна
Петропавловск-Камчатский

Программа формирования психологической готовности к сознательному родительству проводилась в рамках «Долгосрочной краевой целевой программы «Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Камчатском крае на 2011–2015 г.».

Реализация Программы осуществлялась на базе детских домов №№ 2,3,4 г. Петропавловска-Камчатского.

Обоснование программы.

Рождение ребенка одно из самых удивительных и радостных событий в жизни семьи, но при условии, если этот ребенок желанный и родители социально и психологически готовы к созданию условий и воспитания гармонично развитого ре ребенка.

К сожалению, в последнее время растет число социально и психологически неготовых к выполнению материнских функций, к появлению в собственной жизни ребенка женщин, в том числе выпускников детских домов. Кроме того, имеет место быть довольно-таки распространенное явление как мамы-одиночки. По официальным данным Министерства здравоохранения Камчатского края в 2010-м году на 8 родов приходится 44 аборта, нередки случаи, когда женщины оставляют детей в медицинских и социальных учреждениях, совершают преступления в отношении новорожденных детей. Это порождает такие проблемы, как социальное сиротство, нарушение права ребенка жить, воспитываться и развиваться в благоприятных условиях в семье. Нередки случаи, когда молодые девочки, не желая того, оказываются матерями-одиночками.

В жизни ребенка и мамы-одиночки возникают свои трудности, к преодолению которых должна быть готовность, в том числе и психологическая.

Цели и задачи.

Цели программы:

  • создать систему непрерывного психологического сопровождения выпускников детских домов;
  • обеспечить детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период создания семьи, беременности и после рождения ребенка.

Задачи программы:

  • психологически подготовить молодых к сознательному выполнению функции матери и отца с учетом их индивидуальных особенностей;
  • сформировать мотивацию на создание гармоничной устойчивой семьи и условий для воспитания собственного ребенка в полной семье;
  • оказать содействие в решении актуальных проблем, в том числе порожденных беременностью;
  • осуществить психологическое просвещение будущих родителей;
  • обучить навыкам построения отношений с представителями противоположного пола, снятия напряжения, предупреждения стресса, в том числе навыкам, необходимым для самообеспечения своей жизни;
  • способствовать обеспечению права ребенка на воспитание в семье.

Реализация проекта.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Целевые группы: воспитанники детских домов — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, г.Петропавловска-Камчатского.

Методы реализации:

Программа предусматривает проведение встреч 2 раза в месяц продолжительностью 1 час.

Программа предусматривает групповое, по востребованию индивидуальное консультирование, психологическое просвещение и психодиагностику с выдачей рекомендаций по запросам.

В работе применяются такие средства и формы, как активное слушание, элементы игро-, цвето-, музыко-, игро- и арт-терапии, мини- лекции, и другие.

Структура программы:

Встреча 1. «Мы такие разные».

Встреча 2. «Слагаемые успешного общения»

Встреча 3. «Мои ориентиры: Любовь по правилам и без- 10 шагов к успеху» ( планирование сценария жизни).

Встреча 4. «Семейные традиции: хочу повториться в природе»

Встреча 5. «Когда во мне созреет родитель» (психологическая готовность к материнству и отцовству, в том числе психологический аспект и последствия аборта)

Встреча 6. «Слагаемые счастливого родительства».

Стержневой основой работы групп воспитанников детских домов – детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства - является обеспечение комплексного подхода в подготовке к сознательному родительству. Он заключается в объединении психологических и социально-педагогических аспектов подготовки воспитанников детских домов в социальным ролям супругов и родителей. В дальнейшем, после выпуска из д/домов, планируется их социально-педагогическое и психологическое сопровождение.

Материальное обеспечение программы:

Для полноценного проведения занятий в детских домах или на базе Центра необходимы:

  • видеомагнитофон,
  • музыкальный центр,
  • канцтовары (папки, бумага, ватман, краски, наборы цветных ручек, пастельные мелки, доска, карандаши)
  • релаксационные и развивающие программы на СD, DVD,
  • буклеты, бюллетени, памятки информационного характера для желающих научиться реализовывать свой потенциал, развивать способности, строить взаимоотношения с представителями противоположного пола, в том числе для будущих супругов и родителей.

Результаты.

Ожидаемый результат:

В процессе реализации психологической подготовки молодых людей к сознательному родительству ожидается:

  • развитие навыков по самоанализу, самоопределению скрытого потенциала, основным направлениям жизнедеятельности и создания собственной семьи;
  • развитие навыков по преодолению временных жизненных трудностей, связанных с установлением взаимоотношений с представителями противоположного пола, будущим избранником/избранницей; в том числе незапланированной ранней беременностью;
  • стабилизация уверенности в себе, формирование образа матери/отца в структуре образа-Я;
  • формирование сознательного отношения к ответственным ролям мужа/жены, отца/матери.

Мониторинг и оценка результатов:

Мониторинг проекта будет осуществляться в соответствии со стандартными процедурами и разработанной логико-структурной матрицей проекта.

Мониторинг и оценка результатов будут основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждым молодым человеком и девушкой — воспитанников детских домов Камчатского края.

Возможными показателями результативности работы группы предполагаются:

  • решение индивидуальных проблем ребят;
  • оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи воспитанникам и выпускникам детских домов края в процессе психологической подготовки к сознательной роли супругов и родителей;
  • оставление рожденного ребенка в семье;
  • формирование навыков самостоятельного решения проблем.

Программа «Талантливая мамочка» (программа психологического сопровождения беременных, в том числе несовершеннолетних) представлена в разделе «Дополнительные материалы.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su