«Шаги к успеху» (психологическая программа содействия успешной адаптации подростков в современном социуме)
Актуальность и практическая значимость проекта.
Наш проект имеет комплексный характер и разработан для современных подростков. Тенденции развития общества таковы, что жизнь современных людей все в большей степени протекает в виртуальном пространстве. Процесс общения также перемещается из сферы реального взаимодействия в социальные сети, приобретая специфические черты. Если для взрослых, уже имеющих опыт реального общения, виртуальное общение является одним из способов свободного времяпровождения, то для подростков виртуальная сфера становится основной средой, в которой происходит формирование их личности. При этом реальное общение сохраняется, и мы полагаем, что именно непосредственное общение «лицом к лицу» создает основу для наиболее полного развития всех сторон личности подростка. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми по-прежнему является необходимым условием для достижения жизненного успеха и реализации своих возможностей в большинстве сфер жизнедеятельности.
В своей работе мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на развитие психологии в России, приобретение опыта общения большинством подростков происходит стихийно. Школа по-прежнему ориентирована, в первую очередь, на интеллектуальное развитие. Кроме того, не в любой школе есть штатный психолог, и далеко не всегда в сложной ситуации межличностного взаимодействия рядом с подростком оказывается личностно зрелый человек, способный помочь ему осмыслить происходящее и вынести из этой ситуации полезный опыт. Поэтому при разработке нашего проекта мы ориентировались на создание условий, которые позволили бы сделать процесс формирования компетентности в общении у подростков более направленным. Основой для реализации нашего проекта стали следующие положения:
1. Необходимым условием приобретения жизненного опыта, как основы развития личности, является интенсивное взаимодействие с другими людьми (сверстниками и взрослыми). Эффективной формой для моделирования интенсивного межличностного взаимодействия является группа подростков близкого возраста под руководством взрослого.
2. Психологическими механизмами повышения компетентности в общении являются интериоризация, децентрация и идентификация. В критических ситуациях, которые неизбежно возникают при взаимодействии подростков, взрослый дает свою интерпретацию происходящего, побуждая подростков обсудить ее и высказать свою точку зрения. Таким образом, создаются условия для формирования у подростков понимания множественности точек зрения на одну и ту же ситуацию (децентрация) и усвоения общего подхода к решению проблемных ситуаций (интериоризация). В критических ситуациях взрослый сам демонстрирует конструктивное поведение, выступая моделью для подростков (идентификация). Реализация этого положения требует от руководителя группы высокого уровня профессиональной компетентности и личностной зрелости. Поэтому особое внимание было уделено подбору психологов для работы с подростковыми группами.
3. Включение взаимодействия подростков в различные контексты: психологическая тренинговая программа, творческие мастер-классы, подготовка и проведение праздников, командные игры, выездные тренинги, разработка группового творческого проекта. У подростков появляется возможность применить опыт, полученный на тренинге, для решения разнообразных задач, а также попробовать себя в различных сферах деятельности, чтобы определить ту, в которой он может быть наиболее успешным.
Практическая значимость проекта заключается в разработке методического обеспечения комплексной психологической программы содействия успешной адаптации подростков в современном социуме и апробации этой программы, включая диагностические материалы для оценки эффективности проекта. Проект может быть интересен практическим психологам, организующим групповую психологическую работу с подростками.
Проект «Шаги к успеху» был реализован в течение 2011/12 уч.г. В реализации проекта приняли участие 3 группы подростков: 11 лет (9 чел.), 12–13 лет (10 чел.), 14–15 лет (5 чел.).
Основное содержание работы.
Структура проекта |
Кол-во часов |
Время проведения |
Формы и методы |
Тренинговая часть — 81 час |
|||
Психологическая тренинговая программа |
81 |
09.2011 — 05.2012, |
Ролевая игра; групповая дискуссия; приемы телесно-ориентированной терапии и арт-терапии; создание творческого проекта — подготовка видеоролика для Фестиваля Достижений. |
Программа развития практических навыков — 44 часа |
|||
Осенний интенсив |
25 |
10–11.11.2011 |
Выездной тренинг (база отдыха), в котором участвуют несколько групп |
«Твой праздник» |
2 |
26.11.2011 |
Разработка творческого проекта: выдвижение идеи, разработка сценария, репетиции, организация и проведение праздника |
Творческий мастер-класс |
3 |
6.12.2011
|
Группа выбирает по своим интересам (лепка из глины, роспись футболки, создание народной куклы, роспись по стеклу или кулинарный мастер-класс) |
«Новый год» |
2 |
27.12.2011 |
Интерактивный праздник, во время которого ребята становятся участниками большой ролевой игры |
«День всех влюбленных» |
2 |
19.02.2012 |
В непринужденной атмосфере праздника подростки приобретают опыт выстраивания отношений со сверстниками противоположного пола |
Лазертаг
|
2 |
7.04.2012 |
Командная игра, требующая от участников согласованных действий |
Фестиваль достижений
|
2 |
21.04.2012 |
Итоговое творческое событие, для которого каждая из групп готовит видеоролик — презентацию своего проекта (см. Приложение) |
Весенний интенсив |
6 |
20.05.2012 |
Выездной тренинг (лесопарк) |
Работа с родителями — 3 часа |
|||
Индивидуальные консультации для родителей |
3 |
Октябрь, декабрь, апрель |
|
Итого в программе: |
128 часов |
|
|
Результаты.
В результате участия в проекте:
- У подростков 11–13 лет значимо снизился уровень тревожности из-за неуверенности в принятии их взрослыми (р≤0,01), повысился уровень адаптированности к новым ситуациям.
- У подростков 14–15 лет возросло количество проявлений уверенного поведения в коммуникативных ситуациях за счет выработки умений конструктивно реагировать на несправедливую критику и отвечать отказом на некоторые просьбы.