Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологическое сопровождение постинтернатной адптации выпускников» (социально-педагогический проект)


Актуальность.

В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему.

Бывшие воспитанники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых.

Организация психолого-педагогического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников детских домов позволяет решить противоречие между социальным заказом на личность ребенка — сироты, способную быть активным субъектом собственной жизнедеятельности, противостоять трудным жизненным ситуациям, и низкой социальной адаптацией выпускников в реальной жизни.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания проекта психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников.

Проект был разработан и реализуется в рамках функционирования Центра постинтернатного сопровождения (далее — Центр) на базе КОУ «Тарского детского дома им. Д.М. Карбышева».

Центр действует с сентября 2011 г., основной целью деятельности которого является содействие успешной социально-психологической адаптации выпускника в социальной среде. Одним из направлений работы Центра является психологическая поддержка и помощь выпускникам в решении их личных и социальных проблем.

С целью оказания психологической поддержки и помощи, с выпускниками, с их кураторами, социальными педагогами, психологами учебных заведений профессионального образования, проживающими в г. Тара, был установлен личный контакт. Совместно с социальным педагогом Центра ежемесячно посещаются учебные заведения, общежития, контролируются условия проживания, оказывается необходимая помощь и поддержка.

Психологическая помощь направлена на сопровождение индивидуальных планов социальной адаптации выпускников, на организацию индивидуальных диагностических и консультационных бесед, на психологическое просвещение выпускников, на организацию тренингов общения в рамках клуба «Мы вместе».

В октябре 2011 г. был разработан проект психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников «Будь успешным».

Цели и задачи.

Цель проекта: создание модели психологического сопровождения постинтернатной адаптации выпускников.

Задачи:

  1. Диагностика с выявлением особенностей личности выпускника, проблем социальной адаптации, особенностей самостоятельной жизни, установление «социального диагноза»;
  2. Разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения адаптации выпускников интернатных учреждений, направленных на повышение уровня социально-психологической адаптации и достижения социального успеха.
  3. Оказание морально-психологической поддержки и помощи выпускникам интернатных учреждений в решении их личных и социальных проблем, в преодолении конфликтных ситуаций, в решении проблем обучения, личностного и профессионального развития, преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, преподавателями;
  4. Организация и проведение мониторинга, характеризующего психологическое состояние постинтернатной жизни выпускников с целью разработки мер психолого-педагогической коррекции социального опыта выпускников и профилактики их дезадаптации.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений;
  • овладение выпускниками жизненными навыками психологического характера (навыки принятия решений, коммуникативные навыки, навыки выражения чувств и управления ими, навыки стрессоустойчивости, навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, навык критического мышления, навык осознания негативных влияний и давления и сопротивления им, навык постановки целей и др.);
  • получение данных о социально-психологических проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.

Для более эффективной реализации проект разбит на 4 блока:

  1. Социально-психологическая диагностика;
  2. Психологическое консультирование;
  3. Психологическое просвещение;
  4. Психологические тренинги.

Также в рамках реализации проекта совместно с социальным педагогом Центра организована работа клуба выпускников «Мы — вместе».

Клуб выпускников на базе КОУ «Тарский детский дом им. Д.М. Карбышева» действует второй год. Работа клуба также началась с октября 2011 года.

Цель деятельности клуба: социальная, психологическая и образовательная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов в период их адаптации к новым для них условиям самостоятельной жизни.

В рамках деятельности клуба используются различные формы работы: круглые столы, занятия с элементами тренинга, экскурсии, индивидуальные часы общения, часы доверия, консультации, встречи со специалистами социально-правовых организаций. Тематика встреч различна — развитие правовой, юридической грамотности, развитие коммуникативных навыков, подготовка к будущей самостоятельной жизни.

В течение 2011/2012 в «Центре постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов» на сопровождение находились 90 выпускников 2011 года выпуска. При выпуске из учреждений интернатного типа все выпускники были определены в учебные заведения.

Результаты и выводы.

По окончании 2011/2012 учебного года можно подвести итоги первого года сопровождения выпускников.

Из 90 выпускников, состоящих на постинтернатном сопровождении:

  • адаптированы (выпускники практически полностью справляются со своими жизненными задачами и профессионально адаптированы) — 55 (61%),
  • нуждаются в помощи (существуют трудности, которые негативно влияют на качество жизни и профессиональную адаптацию) — 26 (29%),
  • находятся в социально-опасном положении — 9 выпускников (10%).

Таким образом следует, что 61% выпускников адаптировались к самотоятельной жизни и могут решить возникающие проблемы, а 39% нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке.

Это происходит из-за того, что многие выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому, по нашему мнению, подготовку к самостоятельной жизни необходимо также осуществлять до выпуска из детского дома.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su