«В страну знаний» (учебно-образовательный проект)
Актуальность.
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
- низким уровнем развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;
- значимостью коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» в подготовке к школьному обучению;
- недостаточным уровнем психологических знаний у родителей будущих первоклассников о развитии познавательной активности детей 5-7 лет;
- обеспечением равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Проблемы проекта:
- удовлетворения потребностей населения в услугах системы дошкольного образования;
- увеличения показателя охвата детей старшего дошкольного возраста нашего микрорайона услугами детского сада № 177;
- обеспечения равных стартовых возможностей в независимости от материального достатка семьи, места проживания, языковой, культурной среды и т.д.;
- повышения качественного уровня работы ДОУ по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Цели и задачи.
Цель проекта: организация эффективной предшкольной подготовки воспитанников детского сада и детей старшего дошкольного возраста нашего микрорайона, не охваченных государственной системой дошкольного образования.
Задачи проекта:
- Выявить детей ДОУ старшего дошкольного возраста с недостаточно развитыми познавательными процессами, необходимыми для успешного обучения в школе. Привлечь родителей, детей микрорайона «группы риска» к сотрудничеству.
- Создать студию «В страну знаний», а также «Клуб для родителей будущих первоклассников».
- Разработать и внедрить психолого-педагогическую программу развития познавательных процессов для детей 5–7 лет.
- Составить и описать методическое сопровождение образовательного процесса развития детей старшего дошкольного возраста посредствам коррекционно-развивающих занятий.
- Организовать предметно-образовательную среду, обеспечивающую предшкольную подготовку детей.
Концептуализация проекта/
Оригинальность проекта, его инновационный характер обеспечивается внедрением в практику работы детского сада следующих идей:
- создание условий для подготовке к школе детей 5-7 лет посещающих ДОУ и не охваченных государственной системой дошкольного образования;
- предоставление возможности родителям наших воспитанников, посещающих ДОУ № 177, выбрать приемлемую им организационную форму образования в качестве дополнительной;
- организация работы с детьми «группы риска», т.е. с недостаточно развитой познавательной активностью, с недостаточно развитым кругозором, слабыми мыслительными процессами, низким словарным запасом и развитием речи;
- основной формой подготовки детей к школе являются коррекционно-развивающие занятия, состоящие из обязательных ритуалов необычных приветствий, увлекательных игр, упражнений и творческих заданий, в созданной студии «В страну знаний»;
- каждое занятие начинается с оригинального приема — обыгрывания ритуалов приветствия разных стран мира (Россия, Япония, Испания, Франция, Индия и др. );
- параллельно ведется работа «Клуба для родителей будущих первоклассников», так как на этапе поступления детей в школу не только ребенок, но и взрослые становятся участниками образовательного процесса. Цель клуба — развитие компетентности родителей по вопросам готовности детей к школе, их социализации к школьной жизни, а также формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и со школой. Работа клуба включает в себя такие формы взаимодействия с родителями, как групповое обсуждение, ролевые игры, дискуссия, деловая игра;
- осуществление интегрированный подход к развитию детей. Интеграция в нашем проекте предполагает взаимосвязь разных видов деятельности: речевой, игровой, познавательной, двигательной;
- функционирование универсального психолого-педагогического комплекса предметно-развивающей среды, включающего в себя кабинет педагога-психолога, зеленую и учебную зоны, сенсорную комнату;
Срок реализации проекта: 8 месяцев (сентябрь 2011 — апрель 2012 г.г.)
Ожидаемые результаты проекта.
- выявление количества потенциальных семей, нуждающихся в услугах системы дошкольного образования в рамках их предшкольной подготовки;
- максимально полный охват детей 5–7 лет организованными формами подготовки к школе;
- формирование психолого-физиологической готовности к обучению в школе с учетом индивидуальных особенностей возраста;
- обеспечение равных стартовых возможностей к поступлению в первый класс детей, не охваченных государственной системой дошкольного образования;
- улучшение мыслительных операции детей (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- повышение интереса к познанию;
- развитие наблюдательности, памяти;
- сформированность таких качества, как организованность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца;
- разработана система интегрированных занятий, подборка материала к специально организованной деятельности (игры, игрушки, дидактический материал и т.д.);
- создание предметно-образовательной среды, обеспечивающая решение задач предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста.