«Деликатный вопрос» (профилактическая программа)
В современное время часто приходится наблюдать ситуации, в которых присутствует неуважительное и грубое отношение между подростками противоположных полов. Как выяснилось, часто это происходит из-за отсутствия культуры поведения, низкого уровня нравственности, несформированности навыков тактичного отношения друг к другу. В связи с крупным потоком и доступностью любой информации в современном мире существует большая вероятность того, что у детей может возникнуть искаженное восприятие и представление о сексуальных взаимоотношениях между полами, что в свою очередь может повлечь ряд серьезных проблем.
В России среди подростков высокий процент ранних беременностей, заболеваний ВИЧ и других опасных инфекций, передаваемых половым путем, это свидетельствует о том, что профилактическая работа, которая ведется в современной системе образования, неэффективна. Решение проблемы остается актуальным. Часто профилактическая работа сводится к информированию подростков об опасных инфекциях (например, ВИЧ) и способах избегания данных заболеваний, при этом вопрос о сексуальных взаимоотношениях остается закрытым, но очень интересным как для детей, так и для подростков. Ребенка уже с четырех лет начинает интересовать вопрос: «Откуда я взялся?», но грамотный ответ он получает, к сожалению, редко. Подростка вопросы секса интересуют чрезвычайно сильно, но информацию, как правило, он узнает у сверстников и зачастую в очень искаженном виде. Поэтому одной из главных задач школьного психолога является формирование у школьников здорового представления о сексуальной жизни, прививание культуры отношений между полами, повышение духовно-нравственного уровня. Данный проект был создан для решения этих задач.
Основное содержание проекта (этапы).
Проект был рассчитан на работу с учащимися 5-х классов. Данная возрастная категория требует повышенного внимания, т.к. 11–12 лет — это возраст вступления в ранний подростковый период, в котором наблюдается увеличенный интерес к противоположному полу, физиологические изменения и возникновение большого количества вопросов, связанных с природой сексуальности. Это тот возраст, в котором еще не поздно сформировать грамотные представления о сексуальной стороне нашей жизни, которую зачастую обходят стороной, предполагая, что данная тема не требует излишнего внимания. Часто подросткам (особенно мальчикам) не удается достойно проявить симпатию к противоположному полу из-за неправильных установок, возможных комплексов, отсутствия навыков общения; знаки внимания, нередко, могут сводиться к взаимным оскорблениям, грубостям, либо, наоборот, к безнравственному поведению, что может привести к раннему вступлению в интимную жизнь. Решение задач, которые преследует проект, является значимым в профилактике подростковых беременностей и серьезных инфекций, передаваемых половым путем.
Этапы:
-
Работа с родителями предполагала реализацию следующего ряда действий:
- просмотр видеолекций, документальных и художественных фильмов о важности грамотного подхода к воспитанию ребенка;
- обсуждение спорных вопросов, связанных с сексуальным воспитанием и просвещением;
- индивидуальное консультирование, разработка рекомендаций для родителей с учетом особенностей семьи.
- Диагностика, определяющая представления учащихся 5-х классов о взаимоотношениях между полами. Была разработана методика выявления установок, убеждений и взглядов, а также моделей поведения с представителями противоположного пола.
-
Работа с девочками и мальчиками велась отдельно и заключалась в следующем:
- информирование о физиологических изменениях девочек (мальчиков), вступающих в подростковый период, гигиеническом уходе, становлении репродуктивной функции, процессе оплодотворения и др. (просмотр видеосюжетов, индивидуальные и групповые беседы, обсуждения);
- информирование о ВИЧ и других опасных инфекциях, передающихся половым путем (просмотр видеосюжетов, художественных фильмов с целью профилактики, обсуждение);
- занятия с элементами тренинга на следующие темы: «Прими и полюби себя», «Уважая другого, уважаю себя», «Как общаться с девочками (мальчиками)?».
- Работа с классом. Коммуникативный тренинг. Учащиеся проявляли активность, высокую заинтересованность, предлагали свои идеи, творчески подходили к решениям поставленных задач и успешно с ними справлялись.
- Заключительная диагностика.
Результаты.
Эффективность данного проекта подтвердилась заключительной диагностикой определяющей представления учащихся о взаимоотношениях между полами. Узкие, однобокие суждения сменились обширным видением данного вопроса, преобладающим стало духовно-нравственное понимание, достаточно высокую значимость приобрела эмоционально-чувственная сфера. Наблюдаются существенные изменения в отношениях мальчиков с девочками, имеющие положительную динамику.