«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (учебник для 4 класса общеобразовательной школы)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Приказом президента курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» введен как обязательный в 4 классах начальной школы. Первоначальная идея создателей курса состояла в том, чтобы разъединить детей в конце 4 класса и преподавать каждой группе либо основы православной религии, либо основы ислама, и т.д. Во время эксперимента только на Кавказе все родители выбрали основы ислама. В других регионах более 60% родителей предпочли «Светскую этику», что говорит само за себя. Любому психологу известно, что деление детей по любому признаку приведет к психологическим проблемам общения.
Нам казалось значимым создать культурологический курс, основанный на психологических принципах взаимодействия людей в группе. Кроме того, хотелось максимально приблизить курс, включающий сложнейшие проблемы культуры, к ребенку младшего школьного возраста. Именно поэтому у курса появился второй заголовок — «Я в мире людей».
Центральными были выбраны две основных идеи: идея М. Бахтина о поступке как действии, за которое человек несет ответственность сам, и представление современной теории хаоса об отдаленных последствия поступка как символический образ бабочки: бабочка взмахивает крыльями на одном конце земли, а на другом ее конце возникает тайфун. Мы отказались от нравоучительных текстов и обратились к притчам и качественным литературным произведениям, воспоминаниям великих людей о тех поступках, которые они некогда совершали.
Практические задания направлены на активацию рефлексии ребенка, размышлении о тех ошибках, которые он совершил, и о том, как исправил.
Научная значимость состоит в том, что, для оценки эффективности воздействия учебных текстов мы обратились к исследованию метакогнитивного осознания — осознания ребенком того, что он сам порождает мысли, и метакогнитивной компетенции – способности ребенка отвечать за собственный процесс обучения. Созданы тесты для оценки изменения метакогнитивной компетенции, проводится попытка оценить их эффективность.
Практическая значимость учебника состоит в возможности воздействовать на формирование у ребенка способности к рефлексии, критического мышления, а также освоение психологических основ эффективного взаимодействия.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Учебник полностью соответствует стандарту, рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Глава 1 (по стандарту) посвящена России. Подчеркивается факт, что россиянин — это человек, который развивает российскую культуру вне зависимости от того, кто он по происхождению, а потому и Айвазовский, и Даль, и Пушкин, и Барклай де Толли, и Беринг — величайшие россияне.
2 глава называется «Зачем человеку нужна культура?» Говорится о том, что со времен Катона Старшего под культурой понимается «возделывание земли» с душой и любовью.
В этом понимании культура — не просто труд, но труд, в который человек вкладывает душу, который приносит человеку удовлетворение.
3 глава. «Я среди других». В ней, с одной стороны, говорится, об эффекте бабочки, с другой — о происхождении слова «этос» от греческого слова, обозначающего ответственное поведение человека. Делается упор на то, что нравственное поведение состоит не в отдельных поступках, но в ежедневной заботе о тех, кто рядом.
Глава 4. «История — наставница жизни». В ней рассказывается о том, что история не только сохраняет информацию о былых событиях, но и о нравственных поступках людей.
В главе 5 «Как мы познаем мир» говорится о двух способах познания мира: научном и религиозном.
В главе 6 «Религия — часть культуры» объясняется, почему в русском языке слова «культура» является однокоренным со словом «культ». Каждой религии уделяется равное число страниц. Изложение построено по единому плану: происхождение, содержание, притча, связанная с нравственной ситуацией, символы, храмы. Все религии связываются правилом Гиллеля. «По преданию, однажды к еврейскому мудрецу Гиллелю пришёл язычник и сказал: «Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы за то время, которое я смогу устоять на одной ноге» Гиллель ответил: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это — вся Тора, остальное — толкования».
В главе 7 «Искусство — часть духовной культуры» подчеркивается, что искусство — это всегда диалог между человеком, создающим произведение искусства, и воспринимающим человеком. Это обоюдное творчество.
В главе 8 «Природа и мы» подчеркивается, что человек — часть природы. Он должен заботиться и о ней, и о себе (своем здоровье).
В главе 9 «Все начинается с семьи» делается попытка привлечь к разговору детей, проживающих в разных условиях (полные и неполные семьи, семьи, являющимся вторым браком родителей, приемные семьи, дети из детских домов). А потому акцент делается на душевных отношениях, любви, а не о составе семьи. Говорится о том, что любовь — это не слова, а особые действия по отношению к другим людям или к самому себе.
В главе 10 «Душа согревается добром» подчеркивается тот факт, не всегда задуманное как добро воспринимается так другими людьми.
В главе 11 «Волшебные слова» говорится о необходимости благодарности за все, что делают нам другие люди.
В главе 12 «Я в кругу друзей» обсуждаются методы поддержания дружбы.
В главе 13 «В мире с другими и с самим собой» показывается важность действенности в реализации поставленных задач.
Результаты, выводы.
Создан учебник, состоящий из двух частей (чтобы облегчить ношение в школу и из нее). Методической основой стала концепция Л.В. Занкова. Делается попытка изложить психологические представления о взаимодействии людей доступным четверокласснику языком. Он направлен на формирование у детей представлений о многообразии культуры, критического мышления, рефлексии. Подчеркивается, что толерантность – это не способность «терпеть других людей», но принятие человека другой культуры до той степени, пока он не нарушает права окружающих. В этом случае необходимо отстаивать права конституционно приемлемыми методами.