- Лотоцкая Юнона Николаевна
докторант, ведущий научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, докторант, Институт психологии имени Г.С.Костюка НАПН Украины, (г. Киев)
Актуальность, цели и задачи.
Цель проекта — разработка научно обоснованной интеллектуальной модели жизненных выборов, которая приводит к жизненной успешности. Определить психологические координаты личности, склонной к успешности/неудачам. Разработать программу развития психологических компетенций успешности для взрослых.
Актуальность. Анализ психологической литературы показал, что нет единой мировой теории психологической успешности, в Европейских странах, США и странах ЮВА есть устоявшиеся психологические модели успешности, в странах СНГ имеет место психологическая комплексология, архетипическое неприятие успешности, нет культуры успеха, конфликтность популярных моделей успешности.
Обзор современной ситуации. В психологических концепциях успех рассматривается, как: основа успешной самореализации, тенденция к самоактуализации, эффективность деятельности, скорость решения задач, первенство в выбранных отраслях, масштаб влияния, известность, наличие внешних атрибутов власти (деньги, права, статус т.д.). К теме «успех» есть ссылки в трудах: У.Джемс (самоуважение / притязание), К.Левин, Ф.Хоппе, М.Юкнат (связь успеха / неудач с уровнем притязаний), Л.Фестингер, Р.Эммонс (зависимость от трудности задач и возможностей человека), Р.Мак-Клеланд и М.Аткинсон и Х.Хекхаузен (мотивация стремления к успеху и избегания неудачи) и др.
Термин автора. Успешность мы трактуем как деятельность, которая сопровождается определенным состоянием, направлена наружу или внутрь, и приводит субъект деятельности к желаемому результату (успеху), который проверяется объективно или субъективно, с прогнозируемыми или допустимыми расходами и на желаемый срок, с возможностью выделять (рефлексировать) модель деятельности, приведшей к успеху, и повторить ее. Успешность — результат деятельности ментальной модели жизненных выборов, то есть интеллекта.
Авторский подход. Объектом нашего исследования является жизненная успешность личности. Предметом — управление собственной жизненной успешностью личности, интеллектуальная модель жизненных выборов у взрослых. Выделено три уровня жизненной успешности личности: я-уровень, контекст-уровень, мета-уровень, с базовыми факторами неуспеха. Разработана авторская теория жизненной успешности, описаны ее феномены, принципы, структура, выделены критерии. Концепция исследования основана на базовых положениях: десять модальностей успешности по более или менее гомогенным признакам (возрастная, гендерная, психотравмы-сценарии, социальная реализация, физиологическая, эмоциональная, мотивационно-ценностная/смысловая, семейный код, финансовая, коммуникативная). Мы описали шесть исторических эталонных моделей успешности:
- Личные достижения (5000 — 3000 г. до н.э.).
- Идеальный мир. (IV в. до н.э. — V в. н.э.).
- Плата за успех. Средние века (V — XIV вв.).
- Самореализация. Возрождение (XIV — XVI вв.).
- Эффективность. Новое время (к. XVI — XIX вв.).
- Медиализация. Новейшее время (к. XIX — наст. время).
И будущая SMART модель.
Выделены интеллектуальные компетенции, необходимые для развития успешности: децентрация, смена рефлексивной позиции, критическое мышление, обнаружение и постановка задач. Разработана комплексная методика исследования жизненного сценария «Успех» на базе классического и современного психологического инструментария, и собственных разработок. Описаны этапы психологических изменений, выделены причины неудач (феномен «долина смерти трансформаций»). Проведен масштабный опрос коннотаций успеха и неудачи, биографический анализ и т.п. Работаем над монографией «Психология жизненного успеха и неудачи». Создан дистанционный курс «Успех» http://moodle.dlc-success.org/. Структура курса построена на принципах проектно-технологического подхода.
Этапы проекта.
Опрос «Отношение к успеху и успешным» (группа «Норма»: рус.1000, и англ.1000; группа «Статус — признанный социальный успех, признание, власть и т.д.» 150 чел. и 750 биографий, группа «Псих.расстройства»(ПР) — 250 чел, группа «Осужденные»(О) — 650 человек). 2010-2012гг.
Экспериментальная работа:
- Живой формат (годичная программа) — участники в составе 16 человек прошли обучение — программа из 10 модулей (см. рисунок в разделе «Дополнительные маитериалы»). 2011г.
- Дистанционный формат (годичная программа) — три группы (основная и две фокус) 300 уч., 9 стран. 2011–2012 гг.
- Две фокусные группы людей, имеющих признанный опыт неуспеваемости — «ПР» (60уч.) и «О» (350 уч.) (12 мес.). 2012 г.
Исследование «Интеллектуальной модели жизненных выборов»
- Биографический анализ – 750 биографий и воспоминаний. 2007–2012 гг.
- Скрипт-анализ по авторской методике — 350 человек. 2010–2012 гг.
Результаты и выводы.
Результаты исследования. Мы создали теорию вопроса успешности, провели онлайн-опрос создали методику исследования модели жизненных выборов, разработали программу развития психологических компетенций успешности для взрослых (интерактивный и дистанционный варианты), исследовательскую и экспериментальную работу в различных группах, создали виртуальные сообщества по теме (http://www.facebook.com/groups/181953808508038), блог-поддержку (http://pocherk10.livejournal.com), также подготовлено 100 публикаций, результаты апробированы на 35 международных конференциях, конгрессах и т.д.
Резюме: Разработанные теоретические положения и методические наработки психологии жизненной успешности могут быть качественной платформой повышения психологического качества жизни взрослых (постсоветские страны). Создана авторская классификация личностных типов: «Типология жизненной успешности», обнаружены уровни масштаба успешности, выделены градации готовности к психологическим трансформациям, описаны феномены успешности взрослых: «сцена», «псевдомодель», «долина смерти» и «зеркальный феномен». Описана структура и составляющие жизненной успешности (координаты), которые позволяют исследовать интеллектуальную модель жизненных выборов, приводящую к успеху или неудаче. Экспериментально определена интеллектуальная модель жизненных выборов, психологические атрибутивы жизненной успешности, которые способствуют выведению субъекта развития в рефлексивную позицию относительно собственной успешности и личной ответственности за нее.
Разработаны психолого-педагогические основы развития жизненной успешности личности, которые позволяют повысить эффективность создания новых и модернизации программ развития психологических компетенций ( в частности, дистанционных). Кроме того, мы видим своей задачей психологическое просвещение, а именно - предоставление знания об успешности, ее принципах, ловушках, мифах и методиках управления собственной успешностью.