«Программа психологической готовности к школьному обучению в условиях реализации ФГОС НОО "Тропинка к школе"» (методическое пособие)
Быть готовым к школе — не значит уметь читать, считать и писать.
Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А.Венгер
Актуальность, научная и практическая значимость.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически.
Проблемой психологической готовности к школе, ее изучением, обоснованием критериев готовности к школьному обучению занимались многие психологи, педагоги, физиологи. Интерес к указанной проблеме, по мнению Н.И. Гуткиной объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший, крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.
Введение в школах ФГОС НОО нового поколения определяет ряд высоких требований к современному младшему школьнику. Психолого-педагогической основой концепции ФГОС являются:
- партнерские отношения: общество-школа-семья-личность.
- типы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные.
- типы универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Программа «Тропинка к школе» позволяет комплексно решать задачи всесторонней психологической подготовки к школе детей, в рамках введения и учета ФГОС НОО.
Оригинальность программы состоит в использовании новых подходов и технологий в развитии:
- игровые методы (подвижные, развивающие игры);
- арт-терапевтические техники (свободное и тематическое рисование);
- сказкотерапевтические техники (сочинение, рисование по мотивам сказок);
- музыкотерапия (дополнение музыкальным сопровождением других приемов для усиления их воздействия);
- интеллектуальные игры и задания;
- коммуникативные игры.
Основное содержание работы.
Данная программа предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет и включает в себя 30 занятий, которые проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Оптимальное количество участников 6-10 человек. Структура каждого занятия следующая:
- ритуал начала занятия (позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия);
- основное содержание занятия (отражает цель и задачи занятия);
- рефлексия прошедшего занятия (подведение итога занятия, выяснение его эмоционального состояния по отношению к занятию);
- ритуал прощания.
Начало и конец занятия ритуальные, что сохраняет у детей ощущение целостности и завершенности.
Занятия в программе построены таким образом, что один вид деятельности сменяет другой, что позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Поддержанию интереса к занятиям способствует использование сказочных, тематических сюжетов, а также персонажа Незнайки (игрушка на руку), который приходит к детям с каким-нибудь заданием, с приглашением отправиться в путешествие и т.п. В конце каждого занятия Незнайка приносит детям «монетку мудрости», на которой написана какая-то значимая мысль о знании, дружбе, труде в виде пословицы или поговорки (пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»). По окончании цикла занятий дети собирают Шкатулку с «монетками мудрости».
В завершении каждого занятия просматривается эмоциональное состояние каждого ребенка. Предварительно, у каждого в альбоме рисуется «Дерево настроения», на которое после каждого занятия ребенок приклеивает лепесток настроения разукрашенный им.
В течение курса создается книга «Летопись наших занятий». В эту книгу заносятся работы детей выполненные ими в результате парной, групповой работы (пример: «Две варежки», «Созвездие будущих первоклассников» и др.). Данная книга, фиксируя достижения каждого ребенка, позволяет объективно оценивать успехи и развитие группы в целом и каждого ребенка в отдельности.
Программа представлена: методическим пособием, в котором прописаны все 30 занятий, а также раздаточным и демонстрационным материалом, который активно используется на каждом занятии.
Результаты, выводы.
О результатах применения программы «Тропинка к школе» можно говорить исходя из динамики развития детей, которая отслеживается в процессе диагностического мониторинга (сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики). Диагностика включает в себя тестирование по методике Л.А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика проблем в обучении»; а также отзывов родителей (анкетирование, беседы).
Данная программа апробировалось в течение 2009–2012 года с детьми дошкольного возраста в детских клубах и школе. По мониторингам за данный период времени более 95% детей прошедших работу по данной программе успешно адаптировались к школьной жизни, смогли успешно обучаться в рамках ФГОС НОО.
Пример одного из занятий в программе «Тропинка к школе» (занятие №4).
1. Ритуал начала занятия.
Игра «Я рад(рада) тебя видеть...»
Дети встают в круг и передают друг другу мячик со словами «Я рад тебя видеть... (Петя)».
Игра «Передай мяч как...»
Психолог просит детей представить, что сейчас мяч будет превращаться в разные вещи и его нужно будет предать так, как будто эта вещь.
- Маленький котенок, который спит
- Горячая картошка
- Стакан до краев полный воды
- Тяжелый арбуз
2. Основная часть занятия
Посмотрите, что принес нам Незнайка на занятие? (психолог показывает мешочек). Это мешочек со сказками. Какие вы знаете сказки? А сегодня мы попробуем сочинить свою сказку.
Игра «Мешочек сказок»
В этом мешочке находятся карточки с разными картинками, на них нарисованы какие-то сказочные вещи, персонажи и т. п. Вы по очереди вытаскиваете карточку, кладете ее на стол и начинаете рассказывать историю: «Однажды...». Затем следующий берет карточку из мешочка, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории и т. д.
А сейчас Незнайка предлагает нам немного отдохнуть.
Игра «Волшебное слово-пожалуйста»
Психолог называет различные движения (руки на пояс, руки вверх и т. д.). Дети должны выполнить только те движения, если психолог говорит слово «Пожалуйста» (Пример: пожалуйста руки в стороны).
Посмотрите, что Незнайка достал из своего кармана? (варежки)
Задание «Две варежки»
Дети объединяются в пары. Каждой паре необходимо договориться друг с другом, и украсить пару варежек. Каждый разукрашивает свою варежку, но узоры у двух варежек должны получиться одинаковые и красивые.
Данная работа оформляется на страницу книги «Летопись наших занятий».
3. Рефлексия прошедшего занятия
- Чем мы сегодня занимались?
- Что было интересным?
- Что вызвало трудности?
- Что понравилось больше всего?
А сейчас появляется еще один лепесток настроения, разукрасьте его тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и приклейте его к Дереву настроения. Какое у вас настроение?
Вы сегодня очень активно работали, смогли выполнить разные задания и Незнайка принес вам еще одну «монетку мудрости» (Знание лучше богатства). Психолог детьми обсуждает прочитанную мудрость и помещает монетку в шкатулку.
4. Ритуал прощания
Дети становятся в круг, соединяют свои ладошки в середине — «по типу ромашки» и все вместе произносят «До свидания».