«Особенности организации и содержания судебно-психологической экспертизы семейно-правовых отношений» (диссертационное магистерское исследование)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В последние годы все больше детей становятся объектом судебных споров между родителями, не пришедшими к соглашению по вопросу определения их места жительства, по вопросу определения порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем, по вопросу лишения или ограничения в родительских правах одного или обоих родителей.
В связи с этим отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества судебно-психологических экспертиз (СПЭ), связанных с защитой прав и интересов детей. Для осуществления судебно-психологических экспертиз необходимо четко знать правила и алгоритм их проведения.
Концептуальные подходы к разрешению споров о воспитании детей с раздельно проживающими родителями рассматривали авторы зарубежной и отечественной судебной практики. Зарубежные исследователи выделили важные факторы «совместной опеки» родителей, описали специфику подготовки письменного заключения, продолжительность исследования, выработали стандарты проведения экспертиз.
В отечественной практике методологические основы экспертного подхода разработали Вострокнутов Н.А., Харитонова Н.К., Сафуанов Ф.С. Русаковская О.А., Ильина И.Ю. Особое внимание ими было уделено пределам компетенции судебных экспертов-психологов. Однако, результаты отдельных исследований не были систематизированы, отсутствовало единое описание процедуры организации проведения и особенностей содержания подобных экспертиз, что значительно затрудняет работу психологов-экспертов.
В соответствии с обозначенной проблемой в отношении теории и практики проведения СПЭ нами была сформулирована цель исследования — определение особенностей организации и содержания судебно-психологической экспертизы семейно-правовых отношений.
Основное содержание работы.
Первая глава включает в себя анализ проблемы, описание понятия и содержания судебно-психологической экспертизы, практики судебно-психологических экспертиз семейно-правовых отношений.
Вторая глава включает в себя определение и описание особенностей организации и содержания судебно-психологической экспертизы семейно-правовых отношений.
В третьей главе представлен анализ результатов исследования в соответствии с поставленными целями. Исследование проводилось в два этапа: первый этап (2008 — 2011 гг.) — анализ и определение особенностей организации и содержания «семейной» СПЭ; второй этап (2011 г.) — анализ проведенных в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» СПЭ за период с 2008 по 2011 годы.
По результатам анализа была разработана модель организации и проведения судебно-психологической экспертизы семейно-правовых отношений. Выделены основные этапы психологического исследования детско-родительских отношений в судебно-диагностической деятельности.
Результаты и выводы.
1. Особенностями организации СПЭ семейно-правовых отношений являются три этапа исследования:
- индивидуальная диагностика членов семьи, ситуационная диагностика семейных отношений, прогностическая психологическая оценка психического развития ребенка.
- проведение СПЭ требует в среднем 4,5 часа — на беседу, психодиагностику с родителями; 2,7 часа — на беседу, психодиагностику с ребенком; 1,6 часа — на опрос других значимых близких;
- результатом проведения психологической экспертизы является заключение, состоящее из: вводной, исследовательской, заключительной частей и выводов.
2. Особенностями содержания СПЭ семейно-правовых отношений являются:
- предлагаемый перечень вопросов для проведения психологического исследования;
- специфика проведения клинико-психологической беседы с ребенком и родителями и сбор анамнеза;
- методы: направленная клинико-психологическая беседа, сбор анамнеза; психологический анализ материалов гражданского дела и медицинской документации; экспериментально-психологический;
- соответствие юридическим запросам, соблюдение пределов компетенции и необходимых процедур сбора информации.
3. Анализ особенностей организации и содержания СПЭ семейно-правовых отношений, проведенных в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» за период с 2008 по 2011 годы показал:
- основные запросы при проведении исследований — о лишении родительских прав (20%), о праве воспитания ребенка/детей при раздельном проживании родителей и порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем (20%), о месте проживания ребенка/детей при раздельном жительстве родителей (30%);
- анализ заключений СПЭ показал, что в 75% случаев исследования эмоционально-аффективной сферы несовершеннолетнего ребенка связанное со сложившейся семейной ситуацией было выявлено тревожное, напряженное состояние;
- при оценке характера отношения ребенка к отдельно проживающему родителю было выявлено недифференцированное отношение (отсутствие выраженной эмоциональной привязанности, несформированность образа) у 31,4% детей;
- при оценке характера отношения ребенка к совместно проживающему родителю было выявлено позитивное отношение у 55,5% детей;
- индивидуально-психологические особенности родителей, способные оказать негативное влияние на ребенка, было выявлено в 46% - 28 случаях;
- определение стиля воспитания и родительской позиции каждого родителя показал следующие результаты - гиперпротекция (40%), чрезмерность требований и запретов (33%), минимальность санкций (55%).
- оказание психологического воздействия со стороны матери, отца, других родственников на отношение ребенка к одному\обоим родителям выявлено в 20% случаев;
- на фактический развод родителей, изменением психического состояния отреагировали 17 (35,4%) детей;
- определение препятствий для общения с ребенком отдельно проживающего родителя выявлено в 8 случаях;
- у 2-х детей из 3-х определена способность к выработке и принятию самостоятельного решения по вопросу своего проживания с матерью, отцом, другим родственником, а в третьем случае ребенок (10 лет), будучи вовлеченным в родительский конфликт не был готов осуществить выбор места проживания.