Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Особенности организации и содержания судебно-психологической экспертизы семейно-правовых отношений» (диссертационное магистерское исследование)


Актуальность, научная и практическая значимость.

В последние годы все больше детей становятся объектом судебных споров между родителями, не пришедшими к соглашению по вопросу определения их места жительства, по вопросу определения порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем, по вопросу лишения или ограничения в родительских правах одного или обоих родителей.

В связи с этим отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества судебно-психологических экспертиз (СПЭ), связанных с защитой прав и интересов детей. Для осуществления судебно-психологических экспертиз необходимо четко знать правила и алгоритм их проведения.

Концептуальные подходы к разрешению споров о воспитании детей с раздельно проживающими родителями рассматривали авторы зарубежной и отечественной судебной практики. Зарубежные исследователи выделили важные факторы «совместной опеки» родителей, описали специфику подготовки письменного заключения, продолжительность исследования, выработали стандарты проведения экспертиз.

В отечественной практике методологические основы экспертного подхода разработали Вострокнутов Н.А., Харитонова Н.К., Сафуанов Ф.С. Русаковская О.А., Ильина И.Ю. Особое внимание ими было уделено пределам компетенции судебных экспертов-психологов. Однако, результаты отдельных исследований не были систематизированы, отсутствовало единое описание процедуры организации проведения и особенностей содержания подобных экспертиз, что значительно затрудняет работу психологов-экспертов.

 В соответствии с обозначенной проблемой в отношении теории и практики проведения СПЭ нами была сформулирована цель исследования — определение особенностей организации и содержания судебно-психологической экспертизы семейно-правовых отношений.

Основное содержание работы.

Первая глава включает в себя анализ проблемы, описание понятия и содержания судебно-психологической экспертизы, практики судебно-психологических экспертиз семейно-правовых отношений.

Вторая глава включает в себя определение и описание особенностей организации и содержания судебно-психологической экспертизы семейно-правовых отношений.

В третьей главе представлен анализ результатов исследования в соответствии с поставленными целями. Исследование проводилось в два этапа: первый этап (2008 — 2011 гг.) — анализ и определение особенностей организации и содержания «семейной» СПЭ; второй этап (2011 г.) — анализ проведенных в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» СПЭ за период с 2008 по 2011 годы.

По результатам анализа была разработана модель организации и проведения судебно-психологической экспертизы семейно-правовых отношений. Выделены основные этапы психологического исследования детско-родительских отношений в судебно-диагностической деятельности.

Результаты и выводы.

1. Особенностями организации СПЭ семейно-правовых отношений являются три этапа исследования:

  1. индивидуальная диагностика членов семьи, ситуационная диагностика семейных отношений, прогностическая психологическая оценка психического развития ребенка.
  2. проведение СПЭ требует в среднем 4,5 часа — на беседу, психодиагностику с родителями; 2,7 часа — на беседу, психодиагностику с ребенком; 1,6 часа — на опрос других значимых близких;
  3. результатом проведения психологической экспертизы является заключение, состоящее из: вводной, исследовательской, заключительной частей и выводов.

2. Особенностями содержания СПЭ семейно-правовых отношений являются:

  1. предлагаемый перечень вопросов для проведения психологического исследования;
  2. специфика проведения клинико-психологической беседы с ребенком и родителями и сбор анамнеза;
  3. методы: направленная клинико-психологическая беседа, сбор анамнеза; психологический анализ материалов гражданского дела и медицинской документации; экспериментально-психологический;
  4. соответствие юридическим запросам, соблюдение пределов компетенции и необходимых процедур сбора информации.

3. Анализ особенностей организации и содержания СПЭ семейно-правовых отношений, проведенных в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» за период с 2008 по 2011 годы показал:

  1. основные запросы при проведении исследований — о лишении родительских прав (20%), о праве воспитания ребенка/детей при раздельном проживании родителей и порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем (20%), о месте проживания ребенка/детей при раздельном жительстве родителей (30%);
  2. анализ заключений СПЭ показал, что в 75% случаев исследования эмоционально-аффективной сферы несовершеннолетнего ребенка связанное со сложившейся семейной ситуацией было выявлено тревожное, напряженное состояние;
  • при оценке характера отношения ребенка к отдельно проживающему родителю было выявлено недифференцированное отношение (отсутствие выраженной эмоциональной привязанности, несформированность образа) у 31,4% детей;
  • при оценке характера отношения ребенка к совместно проживающему родителю было выявлено позитивное отношение у 55,5% детей;
  • индивидуально-психологические особенности родителей, способные оказать негативное влияние на ребенка, было выявлено в 46% - 28 случаях;
  • определение стиля воспитания и родительской позиции каждого родителя показал следующие результаты - гиперпротекция (40%), чрезмерность требований и запретов (33%), минимальность санкций (55%).
  • оказание психологического воздействия со стороны матери, отца, других родственников на отношение ребенка к одному\обоим родителям выявлено в 20% случаев;
  • на фактический развод родителей, изменением психического состояния отреагировали 17 (35,4%) детей;
  • определение препятствий для общения с ребенком отдельно проживающего родителя выявлено в 8 случаях;
  • у 2-х детей из 3-х определена способность к выработке и принятию самостоятельного решения по вопросу своего проживания с матерью, отцом, другим родственником, а в третьем случае ребенок (10 лет), будучи вовлеченным в родительский конфликт не был готов осуществить выбор места проживания.

Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su