«Социально-психологическое сопровождение профессиональной деятельности студентов старших курсов» (программа коррекции и поддержки)
Актуальность.
Работая, в сфере образования, была выявлена проблема профессиональной самореализации студентов старших курсов. Не единожды будущие выпускники говорили о том, что они «не видят себя в выбранной профессии», «это не то, чем бы они хотели заниматься» и прочие варианты, которые заставили задуматься над социально-психологическим сопровождением их профессиональной деятельности в стенах учебного заведения.
Научная и практическая значимость.
Социально-психологическое сопровождение в настоящее время рассматривается как одна из наиболее эффективных парадигм оказания психологической помощи (Битянова М.Р., 1999, Коновалова Н.В., 2001 и т.п.).
Социально-психологическое сопровождение понимается как система мероприятий, направленных на создание психологических условий для эффективной деятельности сопровождаемого субъекта.
Данная работа позволяет оптимизировать восприятие профессиональной деятельности, а также произвести коррекцию взглядов на свое будущее и возможности.
Основное содержание работы.
На протяжении 2010–2012 годов проводилась работа со студентами 4-5 курсов механико-технологического и энергетического факультетов. Общее количество участников 67, из них 58 юношей (86,6%) и 9 девушек (13,4%).
Социально-психологическое сопровождение начиналось с психодиагностики представления студентов о собственной карьере и профессии. При этом использовался тест-опросник «Якорь карьеры» и проводилась беседа о том, как наши респонденты представляют свою работу, себя в работе, что знают о выполнении своих профессиональных обязанностей.
«Якорь карьеры» дал возможность сделать срез таких, личностных качеств как профессиональная компетентность, автономия, менеджмент, стабильность работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни и предпринимательство, а также определить уровень мотивации респондентов.
Следующим этапом работы стала психокоррекция, которая заключалась в формировании верного восприятия своей будущей работы, профессионального потенциала, объективной оценки профессиональных знаний и умений, уровня притязаний. Среди методов, которые использовались, были ролевые деловые игры, упражнения для изменения самооценки, коучинг, а также беседы со специалистами, которые работают в данный момент по профессии (как реализовавшими себя так, и недовольными ею) с последующим анализом причин успешности и не успешности.
Третий этап представлял собою проверку результата, проведенной работы: в нее входила повторная психодиагностика и беседа.
Результаты и выводы.
Результаты до и после проведения работы представлены в таблице (см. раздел «Дополнительные материалы», скачать файл).
В целом, исходя из полученных данных, большая часть качеств, над которыми велась работа, укрепили свои позиции у наших респондентов, однако, имеется существенная разница между некоторыми из них. Так в категории «девушки МТФ» профессиональная компетентность стала меньше на 0,6 балла. Хотя во время работы и беседы их взгляды и представление о профессии казалось более цельными и серьезными чем у парней. У парней механико-технологического факультета снизилось на 0,3 балла значение места проживания — это можно объяснить тем, что большая часть представителей студенчества приезжие.
У парней энергетического факультета в свою очередь снизилось такое качество как предпринимательство (0,3). Это может служить показателем того, что у данной группы респондентов работа на себя не является приоритетным направлением деятельности и профессиональной самореализации. У девушек этого факультета после работы понизилось значение автономии (-0,2) и вызова (-0,1). Следовательно, они не настроены на отвоевывание личного профессионального пространства и независимости в работе.
В целом, разработанная программа социально-психологического сопровождения профессиональной деятельности студентов является актуальной и злободневной, хотя в связи с тем, что сроки внедрения ее в учебную работу не велики ее и дальнейшая доработка и апробация будет продолжаться.