«Функционально-ролевая согласованность в семье с позиции подростков и их родителей» (научно-исследовательский проект)
Одним из факторов, влияющих на благополучие семьи, является сбалансированное распределение семейных ролей и функций между супругами — функционально-ролевая согласованность в семье. Нередко именно нарушения функционально-ролевой согласованности становятся той отправной точкой, откуда союз любящих друг друга людей медленно, но верно начинает свой путь к конфликтам и даже разрыву отношений. Невольными свидетелями таких жизненных трагедий становятся дети, которые растут и воспитываются в атмосфере дисгармонии между родителями, перенимая негативный и ошибочный опыт построения семейных отношений. В будущем эти мальчики и девочки — уже взрослые люди, принесут в свою семью усвоенные неверные способы построения супружеских взаимоотношений. Именно поэтому исследование в данном направлении является актуальным на сегодняшний день.
Цель проекта.
Целью работы стало исследование представлений подростков и их родителей о распределении ролей и функций между супругами. Гипотезой выступило предположение, что представления подростков и их родителей о семейных ролях взаимосвязаны. Исследовались позиции подростков по данному вопросу, воспитывающиеся в полных семьях, и их родителей. В общей сложности в исследовании приняли участие 80 семей.
Результаты и выводы.
В среде старших подростков существуют определенные представления о том, каким образом распределяются роли и обязанности в семье между супругами — это так называемое «общественное мнение» подростков, своего рода норма для них в этом вопросе. Проведение исследования позволило установить тот факт, что распределение семейных ролей в «нормальной», идеальной и квазиреальной семьях взаимосвязаны на 1% уровне значимости. Т.е. чем выше оценивается семейная роль в среде сверстников, тем более важной она кажется для подростка в собственной идеальной и будущей семье. В норме 55% мальчиков на первое место ставят материальное обеспечение семьи. Для 28% девочек на первый план выходят одновременно и занятие домашним хозяйством и забота о материальном благополучии семьи.
При рассмотрении позиций и мальчиков и девочек, была установлена корреляционная взаимосвязь на 1% уровне значимости между их структурами семейных ролей. Т.е. девочки и мальчики определяют семейные роли на одни и те же позиции, отдавая приоритет одним и тем же функциям, которые выполняют муж и жена в семье. Можно предположить, что в дальнейшем, при создании семьи супруги могут испытывать сложности в распределении ролей и функций между собой.
Внутри групп матерей и отцов установлена положительная корреляционная взаимосвязь на 1% уровне значимости между «общепринятыми», идеальными и реально существующими представлениями о семейных ролях. В реальности в уже существующей семье роли распределились так же, как родители того хотели и как это принято в обществе. 86% отцов традиционно отдают приоритет материальному обеспечению семьи. Для 43% матерей на первый план выходит забота о младенце.
Между представлениями девочек и родителей о семье также установлена положительная корреляционная взаимосвязь. Если структуры ролей матерей и дочерей взаимосвязаны на 1% уровне значимости, то норма отца и норма дочери связаны несколько слабее, коэффициент корреляции значим на 5% уровне. Т.. мамины взгляды на семью несколько ближе дочери, чем представления отца.
Представления о семье матерей и сыновей взаимосвязаны на 1% уровне значимости, в то время как «общепринятое» мужское мнение о семейных ролях и групповое мнение мальчиков взаимосвязаны на 5% уровне значимости. Т.е. взгляды матерей и сыновей находятся в более тесной взаимосвязи, чем представления отцов и сыновей о семейной жизни. Мамы в большей степени оказывают влияние на формирование у сыновей представлений о семье, по сравнению с отцом. Реальная структура ролей отцов и квазиреальная структура мальчиков не взаимосвязаны. Т.е. мальчики, по-видимому, несколько иначе видят себя в своей будущей семье, нежели сложилось у их отцов.
Таким образом, гипотеза о том, что представления подростков и их родителей о распределении семейных ролей взаимосвязаны, находит свое подтверждение.
Полученные результаты могут быть полезными в семейном консультировании, для прогнозирования и профилактики сложностей в семейных взаимоотношениях подрастающих поколений. Так как обнаружена взаимосвязь между родительскими и детскими представлениями о семейных ролях и функциях, становится очевидной необходимость вести просветительскую и профилактическую работу как с родителями, так и с подростками. Родителям, педагогам и психологам необходимо прикладывать усилия, направленные на планомерную грамотную подготовку подрастающих девочек и мальчиков к будущей семейной жизни. Ведение такой работы позволит ребятам, будучи уже взрослыми людьми, избежать многих ошибок в семейной жизни, а, значит, станет гораздо больше счастливых семей.