«Формирование ценностного отношения будущего педагога к личности учащегося при антропологическом подходе в высшем педагогическом образовании» (диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью современного осмысления проблемы взаимоотношений в системе «учитель-ученик» и поиска новых подходов к организации психологического образования будущих педагогов в условиях повышения значимости ценности развития личности учащегося.
Научная новизна заключается в разработке структурно-содержательной модели ценностного отношения будущих педагогов к личности учащегося и его развитию в контексте смысло-ценностной теории и концепции его формирования при антропологическом подходе к педагогическому образованию, включающей процессуальную модель, психолого-педагогические условия, этапы, уровни, механизмы.
Практическая значимость состоит в разработке диагностической программы, включающей ряд надежных, валидных, взаимодополняющих методик, которая может использоваться в вузах и школах для выявления по предложенным критериям и показателям сформированных у будущих учителей и школьных педагогов типов отношений к учащимся. В программе представлены 5 авторских методик С.В. Пазухиной. Предложенные в работе рекомендации по организации деятельности преподавателей и студентов педвуза при антропологическом подходе, методические разработки по психолого-педагогическим дисциплинам и успешно апробированная на практике в нескольких вузах России и Белоруссии формирующая программа, основанная на реализации антропологического подхода в высшем педагогическом образовании, могут быть рекомендованы в качестве научно-методической базы совершенствования психологического образования современных педагогов.
Основное содержание работы (или ее этапы).
В работе анализируются основные проблемы современного образования, одной из которых является дегуманизация обучения и воспитания, лозунговый характер гуманистических принципов, «сползание» к технократической парадигме, при которой ориентация на результат вступает в резонанс с ориентацией на развитие личности учащегося. Показывается, что наиболее серьезные затруднения отмечаются на уровне изменения профессионального отношения педагогов к учащимся, которое не всегда соотносится с гуманистическими установками и достаточно сложно поддается изменению.
Вводится новый подход к определению ценностного отношения будущего педагога к личности учащегося, которое рассматривается в отличие от традиционного подхода не как оценочное отношение, а как личностно-смысловое образование, имеющее устойчивый интегративный характер, отражающее профессионально-личностную значимость для педагога ценности развития личности ученика; психологическая структура которого представляет собой совокупность взаимосвязанных форм личностного смысла, проявляющихся в мотивационно-смысловом, когнитивном, эмоциональном, поведенческо-деятельностном компонентах; раскрывается авторская классификация типов отношений будущих педагогов к личности учащегося, включающая формальное, эмоционально-положительное, познавательное, ценностное отношение; выявляются закономерности их развития.
Предлагается целостная концепция формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности учащегося при антропологическом подходе в высшем педагогическом образовании; описывается концептуальная модель, построенная на ее основе; обосновываются новые цели, содержание, инновационные антропные технологии психолого-педагогической подготовки современных педагогов.
В работе изложены этапы формирования ценностного отношения будущего педагога к личности учащегося (от возникновения личностных смыслов к смысловым установкам и устойчивой профессионально-личностной ценности, которая при взаимодействии со школьниками проявляется в виде ценностного отношения); психолого-педагогические условия, согласно которым ценностное отношение будущих педагогов к личности учащегося формируется в учебно-профессиональной общности, процессах совместной рефлексивной коммуникации, профессионально-ориентированной личностно-значимой деятельности посредством актов смыслообразования. Изучены механизмы формирования ценностного отношения будущего педагога к личности учащегося, основные из них – переживание, ценностно-смысловое самоопределение, целеполагание, рефлексия.
Результаты, выводы.
В работе С.В. Пазухиной выявлены преимущества антропологического подхода к профессиональному образованию будущих педагогов по сравнению с традиционным подходом. Предложены конкретные рекомендации, касающиеся модернизации психолого-педагогической подготовки студентов педвуза с позиции антропологического подхода, что открывает возможности для реализации новой практики профессионального образования педагогических кадров в педвузах, педколледжах, институтах повышения квалификации.
Доказаны положения о ценностном отношении будущего педагога к личности учащегося как устойчивом интегративном личностно-смысловом образовании, его уровнях, этапах, механизмах и условиях формирования, дающие новое представление об изучаемом явлении и вносящие вклад в развитие смысло-ценностной теории и психологической теории отношений. На основе факторного анализа подтверждено, что ведущим в структуре ценностного отношения будущего педагога к личности учащегося является выделенный автором мотивационно-смысловой компонент, а процесс его формирования осуществляется более эффективно при антропологическом подходе к профессиональному образованию будущих учителей, по сравнению с традиционным подходом.
Разработанные автором концепция и модель формирования ценностного отношения будущих учителей к личности учащегося; инновационные психолого-педагогические технологии; новые диагностические методики; построенные психологические профили разных типов отношений могут быть использованы для организации управляемого процесса формирования ценностного отношения педагога новой школы к личности учащегося и его развитию.