«Обучение чтению и развитие навыков фонетического анализа у детей билингвов с использованием активных методов в педагогической практике. Психолого-педагогическая настольная игра "Волшебные буквы"» (аттестационная работа )
Актуальность, научная и практическая значимость.
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем современного языка — формированию у дошкольников и младших школьников навыка чтения и развитие фонетического анализа в условиях билингвизма с помощью использования активного метода (психолого-педагогической настольной игры) способствующего в наиболее легкой и доступной форме освоить учебный материал и повысить позитивный психо-эмоциональный фон учащихся в процессе обучения. Значимость в педагогической практике данной работы связана еще и с тем, что процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью не только интеллектуального развития, но и естественной возможностью повышения позновательных способностей, учебной мотивации, создания позитивной психологической атмосферы на уроке, раскрытия внутреннего потенциала учащихся.
Поскольку в настоящее время в теоретических и методологических подходах обучения детей-билингвов грамоте обнаруживаются определенные кризисные явления, то не сложно заметить, что преобладающее большинство детей-билингвов испытывают не только различные лингвистические, но и психо-эмоциональные проблемы на начальном этапе освоения языка (родного или социального) и/или обучения чтению и письму на родном языке. Для преодоления этих трудностей педагогам двуязычных детей, нужна дополнительная помощь психологов, необходимо создание прочных межпередметных связей между психологией и учебными предметами.
Поэтому на основе наблюдения и работы с детьми-билингвами, в школе эмоционально-волевого и интеллектуального развития «Маленький гений» (общественного объединения ГЕРА, г. Кельн, Германия) возникла потребность в создании активного обучающего метода (настольной игры «Волшебные буквы») для психолого-педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Основное содержание работы (или ее этапы).
Введение
Глава 1. Обзор классических и современных педагогических методов, используемых в учебном процессе при обучении грамоте
1.1. Активные методы в педагогической практике
1.2. Методы обучения чтению
1.2.1.История русской методики обучения грамоте
1.2.2.Современные методы обучения чтению
Глава 2. Практические аспекты использования классических и современных педагогических методов в обучении детей–билингвов
2.1. Обзор основных особенностей детей-билингвов как субъектов образовательной деятельности
2.2. Особенности работы с детьми билингвами при обучении русскому языку и элементарной грамоте традиционными и современными методами
2.3. Психолого-педагогическая настольная игра "Волшебные буквы" как образец активного метода обучения чтению и навыкам фонетического анализа у детей - билингвов 5 - 9 лет
2.3.1 Описание игры «Волшебные буквы»
2.3.2 Ход и правила игры «Волшебные буквы»
2.3.3 Психолого-педагогические рекомендации ведущему игры «Волшебные буквы» (дополнительные комментарии к правилам и стилю работы)
Заключение
Список литературы
Приложения: 1. Дополнительный материал к пункту 2 правил проведения игры; 2. Волшебные книги. Дополнительный материал к пункту 4; 3. Игровое поле.
Результаты, выводы.
Современные педагоги отчетливо понимают, насколько изменилась общество и поэтому соответствие форм и методов работы образовательных учреждений насущным потребностям — задача не только государства, но и самого учителя, психолога. От его активности и профессионализма зависит, как быстро и какие будут происходить изменения в школе. Готовность педагога меняться и менять ситуацию в педагогическом процессе — главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.
Итоговая аттестационная работа экспериментально доказала, что:
- преодолению кризисных явлений в преподавании русского языка детям-билингвам способствует введение в процесс обучения чтению активных психолого-педагогических методов;
- повышенное внимание к активным методам педагогической деятельности на уроках (например, при обучении грамоте, чтению) помогает решить многие проблемы не только в интеллектуальной, но и в эмоционально-волевой деятельности детей;
- при применении игровых методик у детей-билингвов в процессе обучении грамоте быстрее формируются элементы познавательного интереса, такие как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поиск путей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность;
- работая с детьми-билингвами, педагог-предметник должен владеть не только специальными знаниями — лингвистическими, но и учитывать психологические особенности работы с данной категорией учащихся;
- разработанная психолого-педагогическая игра «Волшебные буквы» является важным средством обучения и воспитания: расширяет и стимулирует развитие познавательных способностей, у учащихся обнаруживаются большие способности, изобретательность и инициативность;
- благодаря применению поощрений, используемых в игре, и гибкой системе подачи учебного материала развивается интерес к учебе, увеличивается работоспособность и, как следствие, повышается концентрация внимания. Отмечается постоянный рост познавательных процессов, повышение уровня учебных навыков, расширяется кругозор детей-билингвов;
Т.о., аттестационнная работа доказала, что процесс обучения чтению и развитие фонетического анализа у детей-билингвов проходит наиболее продуктивно с помощью применения активного метода — разработанной автором психолого-педагогической настольной игры, которая может быть использована в педагогической деятельности с детьми, проживающими за пределами России, и рекомендована к использованию учителями российских начальных школ, детских садов для обучения русскому языку двуязычных детей.