- Литвяк Светлана Викторовна
нет, педагог-психолог, методист, МБУ "Методичекий центр" г. Норильск, (Норильск)
Как известно, термин арт-терапия (от английского art – искусство, и греческого [therapei]- лечение, оздоровление) был введен в научный оборот в 1938 году художником Адрианом Хиллом. Работая с больными, Хилл заметил, что творческие занятия отвлекают от переживаний и помогают справиться с болезнью.
В качестве самостоятельного психологического направления арт-терапия закрепилась на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. В настоящее время под арт-терапией понимается комплекс психотерапевтических мероприятий, имеющих целью коррекцию и укрепление психологического здоровья и эмоционального самочувствия человека посредством специальных художественных приемов и творчества (рисования, лепки, танцев, сказкотерапии и т.д.). В той или иной форме арт-терапия широко применяется в социальной работе и бизнесе. Еще одна сфера применения арт-терапии – школьная и дошкольная педагогика.
В норильской гимназии №5 на основе арт-терапии педагогом-психологом Светланой Викторовной Литвяк разработана и успешно реализуется авторская развивающая психолого-педагогическая программа «Снежная сказка». Стратегическая цель программы –развитие и коррекция познавательной сферы(внимания, мышления, памяти), эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, двигательной сферы учащихся, а так же продуцирование их творческих способностей и воображения.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы и включает в себя такие разделы как «Веселые снежинки» (1 класс), «Тихая поземка» (2 класс), «Солнечный песок» (3 класс), и «Волшебная паутинка (4 класс). Объем учебной нагрузки по каждому из разделов составляет 18 академических часов, из расчета 1 час в неделю. За время апробации программы (с 2008 по 2012 год) в ней приняло участие 220 человек.
В программе используется широкий спектр арт-терапевтических методов, который включает в себя песочную терапию, изготовление коллажей, куклотерапию, рисование, танцевально-двигательную терапию, сказкотерапию и т.д. Так, в рамках игровых занятий по изотерапии используются такие приемы, как рисование пальцами, ладонями, ватными палочками, поролоновыми тампонами, свечами или восковыми мелками, клеящим карандашом и др.
Занятия куклотерапией предусматривают самостоятельное изготовление учащимися кукол- рукавичек из варежек и специальных заготовок. В дальнейшем куклы используются в инсценировке придуманных детьми сценок и сказок на заданную тему, например «Доброта», «Щедрость», «Удивление». Спектр продуцирования и применения арт-техник (рисования, аппликации, ручного труда, песочной терапии и пр.) широк и ограничивается только фантазией педагога и детей.
В ходе программы реализуются следующие функции педагогического и психокоррекционного взаимодействия: создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка; уяснение творческой задачи и ее реализация ребенком; отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества; стимулирование мотивации ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развитие моторики и «тактильной» чувствительности как основы развития «ручного интеллекта»; развитие познавательных функций речи и моторики; развитие коммуникативных навыков и др.
Реализация программы «Снежная сказка» позволила добиться эффективных педагогических результатов в развитии и коррекции познавательной сферы, эмоционального интеллекта, коммуникативной сферы и двигательного развития учащихся. Так, в познавательной сфере программа способствовала развитию объема и концентрации внимания; позволила овладеть простыми, но необходимыми приемами запоминания; расширить словарный запас и сформировать навык облечения в вербальную форму суждений, объяснений и т.д.
В сфере эмоционального интеллекта программа способствовала формированию у детей представлений об эмоциональных состояниях, умению их различать и понимать; обогащению словарного запаса, формированию тезауруса эмоциональных состояний; развитию умения распознавать и вербально передавать собственно и чужое эмоциональное состояние через его название и описание; совершенствованию умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой).
В коммуникативной сфере программа позволила сформировать навыки, позволяющие эффективно налаживать и поддерживать отношения с окружающими, развить умение конструктивно разрешать конфликты, открыто проявлять эмоции и чувства социально приемлемыми способами, сформировать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.
В сфере двигательного развития программа способствовала развитию моторики и координации движений, укреплению опорно-двигательного аппарата и развитию мышечной силы, получению позитивного двигательного опыта.
И наконец, что особенно важно, программа «Снежная сказка» стимулировала креативные способности учащихся; способствовала раскрытию их творческого потенциала. Ведь как отмечал Н.Г. Паустовский, «творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».