«Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение» (монография)
1. "Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение" В.Ю.Баскаков, АНО «Институт танатотерапии», г. Москва
2. Актуальность танатотерапии (от Thanatos – бог смерти, therapia – уход, забота, лечение), особенно в настоящее время, связана с невозможностью полноценного контакта современного, а, значит, по меткому выражению отечественного режиссера и актера Роллана Быкова, - шизофренизированного человека, - с его сильными чувствами, которые он испытывает в момент его соприкосновения с реальностью смерти (проблема т.н. «заземления чувств»). Как результат: реальная смерть изгоняется из жизни современного человека, табуируется (феномен «смерти нет!»), а, значит, в силу исходного баланса/дуальности всех жизненных, космических процессов (вдох-выдох, день-ночь, лето-зима…), - проникает в нашу жизнь в образе эрзац-смерти, симулякра (Бодрийяр Ж, 2000). Отсюда такой ее избыток в современном кинематографе, художественной литературе – количеством эрзац-смерти восполняется качество запретной реальной смерти. В силу отмеченной причины нарушается изначальный баланс трех сфер существования человека – «ума»-«чувств»-«телесных ощущений и импульсов» (Boadella D.,1987, Успенский П., 1994) с мощным акцентированием/доминированием «ума» (разума, сознания, контроля). Раз у современного человека стремительно развивается доминирование «ума» с параллельным «замораживанием» чувств и блокированием телесных импульсов - все более актуальным звучит шекспировское «зову я смерть!». Смерть выступает в своей специфической функции и позитивной роли активизатора сильных (пусть через страх!) чувств современного человека, ре-интегратора трех его сфер.
Танатотерапия – моделирует (не имитирует!) реальную смерть через ее символическое представление. Такими видами символической (по признаку инаковости) смерти выступают в танатотерапии: тотальное расслабление, сон, любое окончание/завершение, оргазм, сумасшествие, объектные/предметные характеристики тела (Баскаков В., 2000). Используя модели перечисленных выше видов смерти танатотерапия достигает главного: в этой неузнанности реальной смерти для человека (клиента, пациента) – залог безопасности его контакта с этой реальностью.
Акцент в танатотерапии делается на работе с телом и через тело человека. В этом нам видится особая «миссия» танатотерапии в деле восстановления своеобразной справедливости по отношению к человеческому телу, всегда находящемуся в «фоне» («фигурой», - все остальное, - «личность», «сущность», «роль», «статус» etc.).
Только в случае сочетания особого вида контакта «танатотерапевт-клиент»; особого режима выполнения приемов – «телесной гомеопатии»; особого т.н. «иньского» подхода (когда сессия начинается с «тотального заземления», а не с традиционной «интервенции»), - в танатотерапевтической сессии достигается особый результат: тело отпускает ровно столько энергии (момент т.н. «активизации»), которая тут же поглощается самим телом (момент т.н. «абсорбции»). Тело, таким образом, выступает своеобразным гарантом безопасности, мерилом и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии, нарушение которого (баланса) и проводит к психологическим проблемам и соматическим заболеваниям. Это своеобразные «программы» самого тела, работа которых зависит только от условий, которые способствуют их запусканию.
3. Социальная, научная и практическая значимость данного проекта связана с разработкой и многолетней (более 20-ти лет) апробацией конкретной технологии оказания помощи различным группам населения в решении широкого круга как психологических, так и соматических проблем; как в режиме телесной психотерапии, так и в режиме консультирования.
4. Значение для развития психологии заключается в разработке психологических механизмов контакта человека с его сильными чувствами (особенно, со страхом смерти), описания роли телесных процессов в таком контакте, разработке механизмов налаживания такого контакта. Особое место в работе занимают представления о целесообразных (саморегулирующихся) телесных процессах, важности учета своеобразной «логики» («мудрости») тела.
5. Цели данной работы связаны в первую очередь с восстановлением т.н. «культуры правильной (или легкой) смерти», широко представленной в дореволюционной России. В основе идеи «правильной смерти» заложены представления о цикличности природных явлений (день-ночь, холод-тепло и др.).
6. Аудитория, на которую рассчитан проект, - максимально широка и затрагивает каждого живущего (а, это значит, - и умирающего!) человека.
7. Данная работа выполнялась в течение 15 лет и начиналась с попытки автора через телесные практики смоделировать жизненный цикл человека (младенчество – старость). Применение найденных приемов позволило участникам семинаров практически точно воспроизвести опыт и переживания людей, переживших клиническую смерть (Р.Моуди, Э.Кюблер-Росс, К.Пэриш-Хара) – «исчезновение тела», «сепарация», «каналы», «восторг» и др. Все участники семинаров, проходивших в 90-х годах и переживших данный опыт, отмечали на себе его позитивные эффекты. Это дало нам основание в качестве названия данного подхода предложить термин «танатотерапия». Интерес к данному подходу привел к образованию обучающих программ во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, а также Германии, Италии, Чехии, Израиле. В 2001 году создан АНО «Институт танатотерапии», обучение в котором теперь осуществляется в рамках двухлетней образовательной программы. Несмотря на все это, как раньше, так и сейчас появляются «лубки» и подделки с аналогичным названием. Это вынудило нас защитить и сам термин и саму технологию авторским свидетельством №5467 от 20 марта 2002 г. (Приложение 3). Применение дипломированными танатотерапевтами данного метода по-прежнему приносило и приносит хорошие результаты, обсуждение которых происходит на ежегодных конференциях и интенсивах института. Наконец, своеобразным обобщением всей выполненной работы и явился выход в этом году монографии «Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение».
8. Результаты, выводы
Танатотерапия оказывает мощное воздействие на человека, затрагивая и корректируя практически все его психологические проблемы, выступая эффективным средством релаксации (тотального расслабления). Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет оказывать помощь не только при психосоматических расстройствах, но и получать значимые результаты при лечении многих других заболеваний. Получены успешные результаты применения метода танатотерапии в лечении бесплодия и привычного невынашивания.
Мощный динамический эффект танатотерапевтического воздействия проявляется у участников сессий в способности к изменению психического отреагирования столь глубокого страха, как страх смерти. В результате сеансов танатотерапии, дающих переживания смоделированного опыта умирания, у участников сеансов проявляется тенденция повышения ценности бытия как такового, собственной уникальной жизни и собственного участия в ней. У прошедших процесс танатотерапии увеличивается стремление к автономии, к самоутверждению, к преодолению ограничений, появляется большая определенность в желаниях и целях.
Баскаков Владимир Юрьевич - закончил факультет психологии МГУ в 1981 году, автор концепции и метода танатотерапии (авторское свидетельство № 5467. от 20 марта 2002г., Приложение 2.), президент АНО «Институт танатотерапии», президент Российской Ассоциации телесных психотерапевтов (АТОП), действительный член Европейской ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАВР), координатор Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела». Основные публикации автора.