«Цветная жизнь Буратино» (психологическая программа "родители — дети — педагоги")
Вот раннее утро и дверь открывает
Уютный, простой ясли-сад.
Там дети живут, кто же это не знает?
Там каждый ребеночку рад!
И чьи-то шаги я за дверью услышу
Заходит к нам в группу малыш…
Он если заплачет, скажу ему: «Тише,
Там в норке, спит серая мышь!»
Возьму я спокойно за ручку ребенка
К игрушкам его отведу.
«Что хочешь ты взять: петушка иль козленка,
Собачку, машинку, юлу?
Возьми, поиграй, здесь так много игрушек
Им грустно сидеть в уголке».
Малыш подошел, взял в охапку зверюшек,
Их всех разложил на окне.
И слезы прошли, позабыл он о маме
Его затянула игра.
Зачем ему плакать?
Подумайте сами…
Ведь мать ненадолго ушла!
Базанова Елена Сергеевна,
Педагог 2 кв. категории МБДОУ «ДСКВ № 92»
Прежде всего, мне хотелось бы выразить благодарность моему сынишке, который с большим удовольствием ходит в детский сад и радует маму своими успехами. Помогает понять и увидеть мир глазами маленького ребенка.
Огромное СПАСИБО хочется сказать педагогам групп раннего возраста Алле Владимировне, Ирине Львовне, Татьяне Авенировне, Ольге Геннадьевне. За труд, за творчество и любовь к детям. За искренние глаза и золотые руки, которые всегда готовы помочь и воплотить в жизнь все творческие идеи.
Слова благодарности выражаю руководству нашего детского сада. Ирина Владимировна и Кирьяна Викторовна, спасибо Вам за поддержку нашего творчества, которая дорого стоит.
Мы заново прожили и почувствовали каждый из 4-х основных цветов вместе с детьми и родителями… Это незабываемые ощущения «праздника», когда все-все в одном цвете. Это дружба, когда к «Цветному дню» готовятся не только педагоги, психолог, но и дети вместе с родителями. Это понятно и просто, когда не за столом, а в деле и в жизни.
Предлагаемую форму работы можно перенести на все области образовательного процесса.
Теперь предлагаем Вам окунуться в «Цветные дни» нашей жизни, и узнать — какие мы, и как мы дружно и удивительно живем.
Приход в детский сад ребенка предполагает, прежде всего, расширение его самостоятельности и круга общения. Теперь нас уже больше! Но также, это очень волнительный период в жизни не только сына или дочки, но и мамы и папы. И тут на помощь приходят педагоги!
Уходя на работу, мама, папа оставляют свое дитя в надежных руках… Но не будем забывать, что сотрудничество педагогов и родителей — залог успешного образовательного, воспитательного процесса. Воспитывая ребенка, мы должны быть как две руки одного человека. Для этого необходимо проводить интегрированные встречи, активно привлекая родителей. И тогда Мама, и Папа будут не только «зрителями», но и «участниками-друзьями».
Интеграция деятельности — залог успешного усвоения знания ребенка.
Вовлечение родителей в образовательный процесс — залог успешного закрепления этого знания и дальнейшего ориентира в жизни.
Цели и задачи.
Цель проекта — формирование единого воспитывающего и развивающего пространства через проведение интегрированных встреч, посвященных определенному цвету, в группах раннего возраста. В соответствии с поставленной целью в данной работе выделяем следующие задачи:
- формировать и закрепить представления и знания основных цветов у детей раннего возраста;
- активизировать позицию родителя в образовательном процессе детского сада.
Реализация проекта.
Проведение Цветных дней приходится на вторую половину учебного года. Цикл интегрированных встреч включает в себя: 4 встречи — Красный, Желтый, Синий, Зеленый дни и 2 встречи — Разноцветные дни. Цветной день проходит 1 раз в неделю, продолжительность 15–20 минут (непосредственно переходит во весь день — на прогулке…). Особенно важен принцип встреч — активного привлечения ближайшего социального окружения.
Рассказать и показать ребенку разнообразный мир цвета, с одной стороны просто, а с другой сложно. Основная наша задача заинтересовать ребенка, сделать изучение — праздником, игрой. То, что у нас вызвало определенные эмоции — нами запомнилось, и мы можем это выделить в дальнейшей нашей жизни.
Не менее важным приложением к данной задаче является сотрудничество с родителями. Включение родителей в образовательный процесс.
Нами разработан цикл интегрированных встреч в 1 младшей группе — «Цветные дни». Участники — родители, дети, педагог, психолог. Встречи проводятся 1 раз в неделю. 4 встречи — Красный, Желтый, Синий, Зеленый дни и 2 встречи — Разноцветные дни. Где роль педагога-психолога отводится на проведение знакомства (приход героя — Кукла Катя в определенном цвете) настроя на работу и релаксации. Основную часть встречи (путешествия) проводит педагог — ставит определенную задачу перед детьми. Каждая встреча неповторима и уникальна. Так как каждый педагог выбирает и интегрирует деятельность детей, опираясь на свой творческий потенциал. Кто-то рисует, кто-то играет с водой, кто-то собирает предметы, кто на паровозе, на пароходе, на самолете… Простор для творчества и одновременного обучения.
Накануне Цветного дня родителям педагог рассказывает, в какой цвет нужно одеть ребенка. Тем самым мы вовлекаем родителей в образовательный процесс, в нашу жизнь в детском саду. Мама, папа, ребенок с вечера готовятся — что одеть? Приходя за ребенком вечером, мы невольно спросим «как прошел твой желтый день…».
В конце Цветного дня педагог может сделать подарочек каждому ребеночку — желтая ленточка, завязанная бантиком; зеленый билетик с кузнечиком, с машинкой; красный воздушный шарик…
Такое изучение, закрепление знания основных цветов видится нам более эффективным. Помимо педагогической стороны данных встреч, психологическая атмосфера праздника — определенного цвета — играет большую роль. Мы все в одном цвете, но по-своему уникальны. Каждый цвет — красный, синий, зеленый, желтый — нужен и необходим каждому человеку.
Я и ты, и вместе мы команда! И когда после насыщенной игры, мы вместе сядем, возьмемся за руки, закроем глазки, почувствуем друг-друга…по ручкам пробежит синий ручеек дружбы (если это синий цвет)… Либо покажем, что красный цвет живет на язычке, красная смородина кислая, красная клубничка сладкая (если это красный день) и т. Д. … Мы учимся сами и учим детей расслабляться.
P.S. Невозможно переоценить роль цвета в жизни человека. Важно и увидеть, и почувствовать, и потрогать и прожить…