«Изучение эмоционального интеллекта подростков из неполных семей» (научно-исследовательский проект)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В современной психологической науке осуществляется новая парадигма изучения развития психики человека: тесное взаимовлияние эмоционального и интеллектуального. Именно на этой основе развивается новое понятие «эмоциональный интеллект», как воплощение принципа развития активной познающей целостной личности.
В основе способностей эмоционального интеллекта лежат условия общения в семье, непосредственный эмоциональный опыт, который формируется в процессе эмоционального контакта с родителями. Таким образом, условием для его развития в подростковом возрасте является семейная атмосфера, в частности - полнота состава семьи.
Обоснована необходимость целенаправленного развития эмоционального интеллекта и даны рекомендации по его развитию в подростковом возрасте.
Основное содержание работы (или ее этапы).
1 этап. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального интеллекта подростков из неполных семей. Рассмотрены модели эмоционального интеллекта и его развитие; особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте; влияние ситуации неполной семьи на подростка.
2 этап. Организация и проведение экспериментально-психологического исследования эмоционального интеллекта подростков из неполных семей
Объектом эмпирического исследования послужили 50 подростков мужского и женского пола в возрасте от 14 до 17 лет, обучающихся в Центре Образования г. Ставрополя. Первую (экспериментальную) группу составили подростки, из неполных семей. Вторую (контрольную) группу составили подростки из полных семей.
Для реализации поставленных целей и задач в настоящем исследовании были использованы психологические и математические методы исследования. Методы психологической диагностики включали наблюдение, беседу, анализ истории жизни и опросники: методика исследования эмоционального интеллекта подростков (Садокова А.В., Воронкина П.М., 2006), опросник ЭмИн (Люсин Д.В., 2006), авторская методика диагностики эмоционального интеллекта (Манойлова М.А., 2005), методика оценки «эмоционального интеллекта» (Холл Н.). Каждый из опросников включает несколько шкал, позволяющих оценить как отдельные способности, так и общий уровень эмоционального интеллекта.
Математические методы исследования представлены непараметрической статистикой в виде Q-критерия Розенбаума и критерия φ* — угловое преобразование Фишера.
3 этап. Изучены особенности эмоционального интеллекта и его сущностных признаков у подростков изучаемых групп, сформулированы выводы и предложена психокоррекционная программа, позволяющая отработать навыки понимания эмоционального состояния другого человека, развить эмпатийное понимание собеседника.
Результаты, выводы.
Проанализировав научную литературу, посвященную изучаемой проблеме, можно сделать вывод, что в настоящее время в психологии эмоционального интеллекта выделяют ряд ведущих теорий. Исторически первой стала работа П. Салоуэя и Дж. Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик (модель Р. Бар-Она). Важно отметить, что содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет все рассмотренные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей. Но создание целостной психологической теории эмоционального интеллекта только предстоит.
В результате экспериментально-психологического исследования обнаружены способности эмоционального интеллекта, которые проявляются без существенных различий в обеих группах испытуемых, такие как способность к эмоциональной регуляции, пластичность эмоций, самомотивация. Но имеются значительные различия количественных показателей в обеих группах, как в отношении общего уровня эмоционального интеллекта, так и в отдельных его компонентах, таких как межличностный эмоциональный интеллект, понимание своих эмоций и эмпатия. Полученные различия статистически значимы и подтверждаются результатами всех методик, используемых в исследовании.
Интегративный показатель эмоционального интеллекта подростков экспериментальной группы представлен низкими количественными результатами диагностики и проявляется в отсутствии или низкой мотивации достижения успеха в учебной деятельности, в общении со сверстниками. Результаты по данному показателю в контрольной группе говорят об общей позитивной направленности подростка на себя и на других. Это обусловлено потребностью в общении и поддержке.
Межличностный эмоциональный интеллект у подростков из неполных семей характеризуется неспособностью понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса). У подростков контрольной группы полученные значения свидетельствуют о наличии способности к распознаванию эмоции других людей, пониманию чувств партнеров по общению.
Понимание своих эмоций и эмпатия у подростков, представляющих экспериментальную группу, выражается в отсутствии или низком проявлением эмоциональной отзывчивости подростка на переживания другого человека и трудностями в осознании собственных эмоций. В свою очередь у подростков из полных семей данный признак проявляется в наличии способностей к осознанию своих эмоций и эмпатийному пониманию собеседника.
Вследствие вышеизложенного можно утверждать, что проведение психологической коррекционной работы, направленной на развитие эмоционального интеллекта, с подростками из неполных семей будет способствовать адаптации в социальном окружении и усилению социальной позиции в данном возрасте. Предлагается психокоррекционная программа для подростков, включающая игровые упражнения, имитационные и ролевые игры, элементы групповой дискуссии, позволяющая отработать навыки понимания эмоционального состояния другого человека, развить эмпатийное понимание собеседника.