«Мониторинг психоэмоционального состояния студентов как способ профилактики суицидального риска» (научно-исследовательская работа)
Разработка и внедрение системы мониторинга психоэмоционального состояния студентов как способа профилактики суицидального риска является первым этапом (2012 год) долгосрочного проекта «Программа профилактики суицидального риска в ОУ НПОиСПО». Дальнейшие этапы проекта: разработка и внедрение программы профилактики суицидального риска среди студентов НПО и СПО (2013 год) и разработка системы мониторинга эффективности профилактической программы (2014 год).
Актуальность проблемы.
В последнее время в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования особую остроту приобрела проблема профилактики суицидального поведения молодежи. Об этом свидетельствуют не только пугающие статистические данные о количестве суицидальных попыток, но и огромное количество ненормативного поведения вследствие отклонений в психоэмоциональной сфере подрастающего поколения.
Категорию студентов НПО и СПО в последнее время составляют студенты из социально неблагополучных семей, интернатных учреждений, специально-коррекционных школ, детских домов. Следовательно, в учреждениях начального профессионального образования обучается немалое количество студентов, имеющих отклонения и в поведении и в развитии.
Сфера девиантного (отклоняющегося) поведения — одна из сторон работы психологической службы. А такая форма девиантного поведения как суицидальное поведение, которое сегодня имеет тенденцию быстрого и крупномасштабного роста, заслуживает особого внимания. Так как такие проявления особенно ярки в подростковом и юношеском возрасте. Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.
Вступление в новые условия жизни, которые сопровождаются характерными для юношеского возраста кризисными явлениями и новая учебная деятельность, в которую без особой предварительной подготовки вступает первокурсник с первых дней студенческой жизни, достаточно противоречивы. С одной стороны — новые обстоятельства приводят студента к переживаниям духовного подъема, повышенного интереса, радости, с другой стороны — те же обстоятельства ставят пред ним новые трудности, а, следовательно, вызывают переживания, растерянность, неудовлетворение, возникновение стрессовых ситуаций. Социальная адаптация в студенческой среде проходит небезболезненно. Трудности, с которыми приходится сталкиваться молодым людям, могут привести к различным дезадаптивным формам, в том числе и к девиантному суицидальному поведению.
Рассматриваемая категория студентов НПО в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации. А, следовательно, и к суицидальному поведению.
Цели и задачи.
Цель 1 этапа проекта — изучить оптимальные формы психопрофилактической работы суицидального поведения студентов НПО; проанализировать роль мониторинга психоэмоционального состояния студентов как средства профилактики суицидального риска.
Задачи 1 этапа.
- Изучить проблему профилактики суицидального поведения в теоретической литературе.
- Рассмотреть особенности суицидального поведения в юношеском возрасте.
- Проанализировать оптимальные формы психологической работы по профилактике и коррекции суицидального поведения.
- Подобрать и обосновать диагностический инструментарий, подходящий для мониторинга психоэмоционального состояния.
- Исследовать особенности психоэмоционального состояния студентов.
- Разработать психолого-педагогические рекомендации по работе с суицидальной личностью.
- Проанализировать целесообразность применения мониторинга психоэмоционального состояния студентов в профилактике суицидального риска.
Содержание 1 этапа проекта.
Объектом исследования являлись направления профилактики суицидального поведения студентов; предметом - мониторинг психоэмоционального состояния студентов как средство профилактики суицидального риска.
В работе были решены следующие задачи: изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; рассмотрены направления профилактики суицидального риска, изучено психоэмоциональное состояние студентов 1 курсов, предложены рекомендации по работе с суицидальной личностью.
Эмпирическое изучение особенностей психического состояния студентов на 1 курсе осуществлялось в период с 1.09.2012 по 30.09.2012 с помощью двух методик:
- Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптирована Т.И.Балашовой) (направлена на выявление уровня депрессивного состояния);
- Методика диагностики психического состояния Г.Айзенка (направлена на выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности).
В результате исследования были выявлены студенты с легкой депрессией, фрустрацией, тревожностью, агрессивностью, ригидностью, которые причислены к «группе риска» и взяты под особый контроль
Проведенное психологическое обследование указало на то, что для профилактики психо-социо-педагогических проблем, а следовательно, и суицидального риска, усилия пед.коллектива могут быть направлены на снижение уровня депрессии, фрустрации, ригидности и агрессивности студентов «группы риска»
Анализ проведенного исследования, позволил сделать вывод, что в целях профилактики суицидального риска среди студентов филиала целесообразно применять мониторинг их психоэмоционального состояния, особенно на начальных этапах адаптации.
Выводы.
На теоретическом уровне нами были рассмотрены следующие основные положения: определение и сущность суицида, психологическая характеристика лиц, склонных к суициду, а так же возможные направления психологической работы по профилактике суицидального риска.
Эмпирическое изучение проблемы позволило проанализировать особенности эмоционального состояния студентов и роль мониторинга психического состояния студентов в распознавании суицидальных тенденций. Иными словами - чем чаще осуществлять мониторинг психоэмоционального состояния студентов, тем выше вероятность заранее выявить их депрессивно-фрустрационное состояние, а, следовательно и предотвратить риск суицида. Т.к. заблаговременно будет оказана психологическая помощь по выводу студентов из кризисного состояния.
Таким образом, анализ проведенной работы, позволяет предположить, что мониторинг психоэмоционального состояния студентов, особенно на начальных этапах адаптации, является эффективным инструментом профилактики суицидального поведения.
Перспективы нашего проекта мы видим в дальнейшей разработке программы (модели) психологической службы по профилактике суицидального поведения (2013год), внедрении в практику и оценке ее эффективности.
Реализация 1 этапа проекта подтверждается публикацией научных статей и тезисов в сборниках НПК по данной тематике:
- Симанова И.Н. Мониторинг депрессивного состояния студентов «группы риска» как способ профилактики суицидального поведения // ХХIV Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (6.03.2012, с. 48–530
- Симанова И.Н. Мониторинг астенических психоэмоциональных состояний студентов первокурсников как способ профилактики суицидального поведения // ХХVII Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (25.10.2012, с. 29–34).