Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2012 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Система психологического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста, их родителей и учителей» (система сопровождения)

Авторы:

В настоящее время общество все больше задумывается над причинами детских проблем и приходит к пониманию, что основы успешного развития, включающего психическое здоровье, закладываются в детстве. В связи с этим в нашей стране проводятся различные мероприятия по улучшению условий развития детей не только в семье, но и в других социальных институтах. Однако эти меры недостаточны.

Проведенный Р.Ж. Мухамедрахимовым опрос матерей, имеющих младенцев и детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, выявил острую потребность родителей в информации о том, как ребенок развивается, как правильно разговаривать, играть с ребенком, учить его.

Поэтому необходимо систематическое образование молодых родителей основам эффективного взаимодействия с детьми в условиях семьи. Требуется уделять особое внимание созданию образовательных программ для родителей и специальных адаптационных программ для детей, обеспечивающих профилактику семейной отчужденности.

Пропаганда базовых психологических знаний, включающих описание типов «вмешательства» в детские травмы и конфликты, а также использование родителями теоретических наработок по изучению и описанию стадий психического развития ребенка, способны не только влиять, но и изменить существующие модели воспитания детей. Родители приобретают не только знания, но и понимание, что обучение детей не должно сводиться к освоению суммы навыков, помогающих им что-то знать и уметь, а включает последовательное проведение ребенка через все стадии нормального психического развития, снимающего проблему отчужденности детей и родителей.

Авторы представляют вашему вниманию систему психолого-педагогического сопровождения «Сотрудничество», которая позволяет снимать проблемы отчужденности родителей в воспитании и развитии ребенка, обеспечивает профилактику эмоционального «выгорания» педагогов и повышение коммуникативной культуры детей, родителей и учителей, помогает решать ряд актуальных проблем участников образовательного процесса.

Система «Сотрудничество» основывается на следующих подходах:

  1. Комплексность — учет внешних и внутренних факторов формирования проблемы и взаимодействие специалистов разного профиля.
  2. Динамический подход — лонгитюдное исследование развития ребенка и разработка индивидуального маршрута его сопровождения.

Предлагаемая система обеспечивает включение психолога во все сферы развития ребенка:

  • внутренний мир;
  • мир общения;
  • процесс обучения;
  • образовательная среда.

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от семьи и школы. Главную проблему психологического здоровья детей не разрешить без снятия травматичного воздействия системы образования и семейных конфликтов.

Система «Сотрудничество» включает в себя сопровождение всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Используются авторские методики, программы и технологии:

  1.  «Психологическое сопровождение детей и работа с родителями в рамках решения проблемы отчужденности родителей в воспитании ребенка», Эта программа лежит в основе программы «Мамина школа» и частично включается в программу «Школа богини Исиды». Данный курс обучения включает освоение эффективных способов общения, создающих благоприятные условия для психологического развития детей.
  2. «Развивающие занятия для детей дошкольного возраста Умка», Форма организации и проведения этих занятий обеспечивает возможность по предупреждению и коррекции затруднений ребенка в коммуникативном развитии.
  3. «Школа раннего развития. Психологическая готовность к школе».
  4. «Мой внутренний мир» 1–4 класс — особенностью данной программы является то, что через развитие навыков общения и развитие эмоциональной сферы учащихся идёт опосредованное развитие познавательных процессов, адаптивных форм поведения, а также формируются начальные знания в области психологии, формируется интерес к самопознанию и саморазвитию.
  5. «Путешествие в страну Зодиакалию». Сказочные занятия с первоклассниками.
  6. Несмотря на все усилия, в начальной школе встречаются дети, которым нужна дополнительная помощь. На это направлена программа по «Сенсомоторной коррекции, медитации и когнитивному развитию» для учащихся начальной школы.
  7. «Технология предупреждения деформации отношений» в условиях начальной школы позволит снять эмоциональное напряжение детей в адаптационный период, обеспечит плавную социализацию, оптимизирует работу с родителями и педагогами.
  8. Образовательная программа для учащихся 5–8 классов «Формула успеха» - направлена формирование у подростков качеств личности, способствующих достижению успеха.
  9. Тренинг для учащихся 5–7 классов «Победи конфликт» в рамках деятельности «Детской службы примирения»
  10. Тренинг для учащихся 5–6 классов «Имидж моего класса» — формирование положительного имиджа класса, коррекцию социальных отношений детей в школе, сплочение детского коллектива, воспитание чувств ответственности, взаимопонимания, взаимовыручки.
  11. Технология сопровождения учителей «Успешный учитель».
  12. Образовательная программа для старшеклассниц «Школа богини Исиды».

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе