«Изучение уровня социальной креативности личности» (авторская психодиагностическая методика)
Актуальность проекта, научная и практическая значимость.
Прогресс определяется наличием творческого потенциала – способности к созданию нестандартных способов решения возникающих задач, её психологической основой является креативность, обеспечивающая порождение новых идей. Разработка данной проблемы относится к числу традиционных и лишь частично разработанных в психологии. Эмпирические исследования, как правило, построены на предметном материале (М.Вертгеймер, O.K.Тихомиров, Д.Б.Богоявленская и др.). Результаты получили необоснованно широкую интерпретацию, что приводит к искажению научной истины и затрудняет разработку методов диагностики и технологий формирования креативности в области общения, отличающейся от предметной по содержанию, уровню сложности решаемых задач, происхождению, динамике развития, функциональному пространству и др.
Социальная креативность понимается как способность к гибкой организации новых форм социального взаимодействия.
Существует несколько подходов к диагностике социальной креативности личности: на основе изучения отдельных её составляющих; самооценки испытуемых, а также методика количественной оценки показателей социальной креативности, верифицированная в сравнении с методикой «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. На наш взгляд, эти подходы не являются оправданными.
Актуальность разработки психодиагностического инструментария, изучающего уровень социальной креативности личности, обусловлена необходимостью расширения арсенала методик, отвечающих современным требованиям и новым возможностям.
Основное содержание работы.
На основе анализа психологической литературы нами были определены критерии изучения уровня социальной креативности на психографическом уровне: оригинальность ответа – число, обратное количеству таких же идей, зафиксированных среди всех испытуемых. Беглость (продуктивность) социальной креативности – количество ответов испытуемого. Гибкость определяется как количество разных по смысловому содержанию ответов. Разработанность - среднее количества слов, использованных для ответа.
Первый этап разработки методики – работа по отбору материала, с помощью которого социальную креативность можно зафиксировать. Нами были использованы картинки из профессиональных психологических тестов. Критериями для подбора: сходный стиль изображения и определённое содержание общения. С одной стороны, сцены жизни должны чётко просматриваться, а с другой, характеризоваться неопределённостью. Изначально было отобрано 50 картинок-стимулов.
В первоначальной апробации приняли участие 80 студентов НИУ Белгородского государственного университета. С помощью проекционной техники предъявлялись изображения, участвующие в разработке методики предлагали свои объяснения изображённых ситуаций. Анализ показал широкий диапазон количества разных интерпретаций изображений: от 19 до 44, среднее значение – 32,2. Кроме качественного анализа (разнообразие вариантов ответов по выборке), был проведён количественный. Среднее количество слов, используемое испытуемыми для описания происходящего на изображении, равно 12,8; минимальное значение – 9,1, максимальное – 16.
На основе двух этих признаков все отобранные стимулы были разделены на конвергентные (оба показателя выше среднего значения по выборке), дивергентные (оба показателя ниже среднего значения по выборке) и индифферентные (оба показателя – на среднем уровне). Также были выделены изображение, приближенные к дивергентным и конвергентным (у которых один показатель характеризовался как средний, другой – как высокий или низкий). Мы отобрали по 5 стимулов из каждой группы: содержащие изображения сцен общения мужчин, женщин, мужчин и женщин, взрослых и детей, и детей. В результате количество стимулов было сокращено до 15.
На основе ответов испытуемых были определены цифровые значения низкого, среднего и высокого уровней оригинальности, гибкости, беглости и разработанности социальной креативности личности. Уровень самой социальной креативности определялся как сумма этих четырёх качественных характеристик.
Однако до начала оценки социальной креативности следует определить, имеет ли смысл ответ засчитывать, то есть релевантен ли он заданию. Нерелевантными считаются те ответы, в которых комментарий испытуемого не содержит в себе описание элементов предъявленного изображения. Эти ответы не засчитываются.
Второй этап разработки методики представлял из себя проведение психодиагностического обследования значительной выборки испытуемых (300 человек), а так же получение данных для верификации полученных данных. Был выбран метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступили одногруппники участников исследования, в качестве критериев для оценивания использовался модифицированный текст стандартизированной методики «Определение социальной креативности личности».
Последний этап разработки методики – аналитический. Было проведено сравнение полученных показателей оригинальности, гибкости, беглости, разработанности и уровня социальной креативности с данными, полученными с помощью экспертной оценки. Распределение средних значений уровня социальной креативности, полученных с помощью взаимной оценки близко к нормальному, а средние значения по выборке в целом характеризуется как средний (равен 109,6 балла).
Распределение четырёх качественных показателей социальной креативности имело левостороннюю асимметрию, указывающую на преобладание в целом стереотипных ответов, как и уровень социальной креативности, выявленный по авторской методике.
Корреляционный анализ с помощью методов непараметрической статистики выявил тесную взаимосвязь между всеми показателями креативности, а также между ними и экспертной оценкой.
Результаты, выводы.
Обработка данных подтвердила валидность и информативность для определения уровня и качественных характеристик социальной креативности личности с помощью разработанной процедуры.
Работа выполнена в рамках конкурса грантов 2012 года «Инициатива» в НИУ «БелГУ», проект ВКГИ 015-2012