Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Самооценка как фактор психологического здоровья пожилых людей после выхода на пенсию» (долгосрочный проект)

Автор:

  • Фирсова Наталья Григорьевна

    ассистент кафедры возрастной и социальной психологии, факультет психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, (Белгород)

Актуальность.

Выход на пенсию – это важный жизненный этап в развитии человека, который в литературе называют «шоком». С другой стороны, период выхода на пенсию – это острый и быстродействующий стресс, помогающий пожилому человеку постепенно реабилитироваться, используя механизмы социальной адаптации (инкорпоризация), компенсации (на основе «присвоения» положительных характеристик себе), негативной социальной идентичности самооценки за счет ее ретроспективного анализа, сближение идеальной и реальной самооценок и ориентацию на жизнь детей и внуков.

Анализ самооценки имеет важное практическое значение. Знание истинной самооценки не только помогает понять причины и истины её успешности или неуспешности человека, но и является основой для коррекционной работы по формированию адекватной самооценке. Изучение самооценки позволяет понять особенности личности, поведении и деятельности, а также качественное своеобразие внутреннего мира.

Практическая и социальная значимость.

В связи с этим проблема исследования самооценки пожилых людей после выхода на пенсию становится особенно актуальной для современной психологической науки и определяется необходимостью:

  • поиска путей решения проблемы социального аутсайдерства в среде неработающих пенсионеров;
  • сохранения и поддержания психического здоровья пенсионеров путем формирования их самооценки, создания условий для их самореализации и саморазвития;
  • разработки направлений психологического сопровождения лиц пенсионного возраста как перспективной и активно востребованной социальной группы.

На основании вышеизложенного, была разработана программа проведения досуга пенсионеров, которая в свою очередь, способствует развитию и формированию адекватной самооценки людей, вышедших на пенсию.

Цель проекта.

Формирование активной жизненной позиции у пенсионеров, за счет развития и формирования адекватной самооценки пенсионеров, посредством методов социально-психологического обучения.

Задачи.

  1. Создание центра досуга
  2. Включение пенсионеров в различные виды деятельности досуга.
  3. Разработка мероприятий проводимых в центре досуга.

Этапы проекта.

  • Создание центра досуга
  • Привлечение и отбор персонала
  • Разработка программы мероприятий центра досуга
  • Разработка программы мероприятий центра досуга Разработка курса обучения пенсионеров ПК Привлечение спонсоров (предоставление льготных билетов в театры, кино, участие в различных семинарах и др.)
  • Агитация пенсионеров
  • Внедрение тренинговой программы, направленной на повышение самооценки пенсионеров
  • Привлечение спонсоров (предоставление льготных билетов в театры, кино, участие в различных семинарах и др.)
  • Разработка курса обучения пенсионеров ПК
  • Разработка программы мероприятий центра досуга

Критерии результативности.

  1. Количество привлеченных пенсионеров.
  2. Спрос на оказываемые услуги центра.
  3. Повышение самооценки у большего процента пенсионеров, для формирования активной жизненной позиции
  4. Количество обученных пенсионеров и привлеченных к различным видам деятельности.

Ожидаемый результат.

Ожидаемый результат заключается в создание благоприятной среды для формирования досуга пенсионеров. Создание центра досугов пенсионеров.

Вовлечение пенсионеров в созданный для них центр досуга. Увеличение доли пенсионеров с активной жизненной позицией за счет развития и формирования самооценки.

Кроме того, досуг пенсионеров поможет сформировать более активную жизненную позицию пожилых людей и их занятость, что обеспечит «безболезненное» вхождение в новую социальную ситуацию.


Работа выполнена в рамках научной программы внутривузовского гранта «Инициатива» НИУ БелГУ, ВКГИ 014-2012

 

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе