«Индивидуальные проявления милосердия» (исследование)
Актуальность проблемы.
Психологическая наука относительно недавно обратила внимание на феномены, сложные для анализа, однако составляющие значительную часть субъективной жизни человека: «счастье» (М. Аргайл), «надежда» (К.А. Муздыбаев), «доверие» (Т.П. Скрипкина), «зависть» (К.А. Муздыбаев, В.Н. Куницына), «ложь» (В.В. Знаков), «чувство собственного достоинства» (Ю.Е. Зайцева) и др. Настоящее исследование посвящено такому психологическому феномену, как «милосердие».
Многогранность духовно-нравственной проблемы и разнообразие ее понимания в различных философско-этических направлениях, трудность эмпирического решения проблем экзистенциального характера, а, следовательно, и решения практических задач нравственности — воспитания ценностного отношения к другому человеку, обусловливает особую актуальность такого психологического исследования в настоящей социокультурной ситуации. Особенно значимой проблема милосердия является сегодня, в период смены мировоззренческих и ценностных основ общества, в период политических и социально-экономических преобразований, когда в духовной жизни общества проявляются равнодушие и грубость, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития личности, опасной по своим последствиям социальной ситуации, выдвигает проблему нравственного отношения личности к окружающим, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять милосердие.
Несмотря на то, что определенные аспекты данного феномена находили свое отражение в философских концепциях В.В. Розанова, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского, неоднозначность понимания милосердия, отсутствие специальных общепсихологических исследований, предметом которых являлась бы его психологическое содержание и специфика, свидетельствуя о недостаточной разработанности данной темы, обусловили актуальность настоящего исследования.
По мнению Т.А. Недоводеевой, в античности понимание милосердия связывалось с наличием у человека следующих качеств: сдержанность, немногословие и самоограничение; мера в удовольствиях и поведении; стыд и долг; социальная ответственность человека за свои поступки; привычка преодолевать трудности и лишения; сочетание щедрости и умеренности, искусство правильной жизни; доброта и забота об окружающих. Милосердие определялось как величайшая добродетель, побуждающая человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения. Конфуций писал, что милосердие — это суть человеколюбия. Оно имеет место тогда, когда у человека «сердце как у людей», сердце, живущее по правилам людей, и потому «милое». Милосердие — необычная форма любви. Используя современный термин, милосердие — это «сублимация» непосредственно переживаемого чувства симпатии, сердечности. Милосердие коренится в этом непосредственном чувстве, но значительно превосходит его. В этом качестве милосердие становится нравственным императивом, имеющим возможно и огромную общественную пользу.
Н.А. Бердяев в качестве источника милосердия выделяет любовь к людям, подчеркивая значимость альтруистической потребности в помощи окружающим. Здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому, считает мыслитель. «Альтруизм, — писал А.Ф. Лазурский, — в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет». Нравственная ориентация личности, с точки зрения Б.С. Братуся, составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья. Его исследования показывают, что отклонения, неврологическое развитие личности тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная эгоцентрической просоциальная ориентация.
В настоящее время «милосердие» рассматривается в одном ряду с такими понятиями как: гуманизм, альтруизм, толерантность, филантропия, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. Опираясь на характеристику этих понятий в психолого-педагогической литературе, как отмечает Т.А. Недоводеева, можно сделать вывод о том, что все они имеют смысловую и содержательную общность. Гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей. Милосердие, по мнению автора, — это более конкретное понятие и сущностное выражение гуманизма, его деятельная сторона.
Таким образом, категория милосердия достаточно широко обсуждается в философской, религиозной и культурологической литературе, но пока мало исследована в психологии.
Реализация проекта.
Нами предпринято исследование представлений о данном феномене, особенностей его оценки и самооценки как свойства индивидуальности, связанные с ним психологические характеристики.
В ходе исследования выявлены уровни проявления милосердия, основными критериями в определении которых являются: совестливость, альтруистическая направленность, морально-этические ценности, социальная эмпатия, отсутствие макиавеллизма, гедонистической направленности, личностного эгоцентризма.
Первый уровень характеризуется гедонистической и эгоцентрической направленностями личности. Представители этой группы строят отношения с людьми исходя из прагматических и эгоистичных мотивов («с ним выгодно, удобно», «у него есть деньги, машина», «она красива, сексуальна»). Стремятся к всевозможным удовольствиям и развлечениям (упиваются телевидением, компьютерными играми, алкоголем, сверхактивной внешней деятельностью, тратят на себя огромные суммы денег), боясь остановиться и остаться наедине с собственной совестью, проанализировать свой опыт и преодолеть диффузность ценностной системы, в терминах Н.В. Павлык. У людей этого уровня развития милосердия доминирует свое «Я», они видят в других свою проекцию, по словам Ухтомского, «Двойника». Эгоистичные люди не могут освободиться от своего Двойника и пробиться сквозь эту скорлупу самозамкнутости к другому, поэтому они не способны к милосердному поступку. Представителям группы следующего уровня милосердия известны проявления взаимопомощи, заботы о других, но, скорее всего, эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления милосердия носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер, представляют начальные формы сопереживания, содействия нуждающимся. Представители группы с высоким уровнем нравственного развития в отношениях с окружающими проявляют доброжелательность, способны к бескорыстной помощи по собственному побуждению, неравнодушны к чужому несчастью. Эти проявления носят систематический и последовательный характер. Люди с высоким уровнем развития милосердия способны к пониманию и другого человека как индивидуальности, и самого себя. Им свойственна направленность, характеризуемая в терминах А.А. Ухтомского, как «доминанта на другом». У них преодолена эгоцентрическая доминанта. Они отодвигают себя на второй план, а на первый ставят другого человека. Только переключив себя и свою деятельность на других, человек находит себя как лицо. По мысли А.А. Ухтомского, «доминанта на другом» порождает универсальную точку зрения, родственную всем и каждому. Это точка, в которой сходятся все оси индивидуальностей.
Выводы.
Обозначим основные выводы и рассмотрим перспективы дальнейшего исследования:
- «Милосердие» характеризует свойство индивидуальности, предполагающее определенный уровень духовно-нравственного развития.
- «Милосердие» отражает устойчивую предрасположенность человека в своих поступках реализовывать отношение к другому человеку как к безусловной ценности.
-
Психологическая специфика «милосердия» состоит в необходимом сочетании высокого уровня развития трех компонентов:
- когнитивного: осознания безусловности ценности человека, проявляющегося в нравственном отношении к другому;
- эмоционального: переживания этой ценности как безусловной, проявляющегося в любви к ближнему;
- поведенческого: устойчивой реализации данных отношений в поведении;
- Психологическими проявлениями высокого уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов являются совестливость, альтруистическая направленность, морально-этические ценности, социальная эмпатия, отсутствие макиавеллизма, гедонистической направленности, личностного эгоцентризма.