- Юров Игорь Александрович
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет, (Сочи)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В одном учебном пособии представлены позиции, концепции, взгляды отечественный ученых и не только психологов, но и философов, социологов, педагогов, литераторов, физиологов, оказавших большое влияние на генезис отечественной психологии относительно теории и анализа личности. Автор считает, что представленные положения помогут более глубоко освоить и сравнить позиции, принципы, методы представителей отечественной психологии личности.
Работ по отечественной психологии личности достаточно много. Однако в этом есть и определенная проблема: трудно освоить несколько десятков отдельно изданных произведений специалистов по данной проблематике. Более того, в одном издании есть такие сведения, которые отсутствуют в другом, а в другом есть то, что отсутствует в третьем и т.д.
Автор поставил задачу описать в одном учебном пособии основные положения и работы о личности наиболее видных представителей отечественной науки, в том числе психологии. Данное учебное пособие является формой пропедевтики для студентов, аспирантов, молодых преподавателей с последующей целью самостоятельного освоения оригинальных работ представителей отечественной психологии личности.
Основное содержание работы (или ее этапы).
Глава 1. Проблема личности в трудах отечественных ученых в 18-19 веках.
В этой главе представлены позиции и взгляды отечественных ученых: Л.М.Ломоносова, А.Н.Радищева, П.М.Любовского, А.И.Галича, Е.О.Мухина, И.Е.Дядьковского, А.М.Филомафитского, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, П.Д.Юркевича,Н.А.Добролюбова, И.М.Сеченова, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского, М.М.Троицкого, М.И.Владиславлева, Н.Я.Грота, К.Д.Кавелина, В.А.Снегирева, В.С.Соловьева, А.А.Потебни.
Глава 2. Проблема личности в трудах отечественных ученых на рубеже 19-20 веков.
В этой главе представлены позиции и взгляды отечественных ученых: С.С.Корсакова, А.А.Токарского, П.Ф.Лесгафта, И.А.Сикорского, Д.Н. Овсянико-Куликовского, Л.М.Лопатина, Н.О.Лосского, А.И.Введенского, Л.И.Петражицкого, Н.Н.Ланге, П.Ф.Каптерева, В.А.Вагнера, Г.К.Россолимо, Г.И.Челпанова.
Глава 3. Проблемы личности в трудах отечественных ученых в первой половине 20 века.
В этой главе представлены позиции и взгляды отечественных ученых: И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, М.Я.Басова, А.П.Нечаева, Н.Е.Румянцева, П.П.Блонского, К.Н.Корнилова, Л.С.Выготского, Г.Г.Шпета, А.Б.Залкинда, А.С.Залуцкого, С.Л.Франка, М.М.Рубинштейна, А.С.Макаренко, Н.А.Бернштейна, Д.Н.Узнадзе.
Глава 4. Проблема личности в трудах отечественных ученых второй половины 20 века.
В этой главе представлены концепции, позиции и взгляды отечественных ученых: С.Л.Рубинштейна, В.Н.Мясищева, Б.М.Теплова, В.С.Мерлина, Б.Ф.Зейгарник, П.М. Якобсона, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А,Г.Ковалева, Б.И.Додонова, Е.В.Шороховой, А.А.Бодалева, Г.М.Андреевой, Л.И.Анцыферовой, А.В.Петровского, В.И.Чудновского, Г.Е.Залесского, Б.Ф.Ломова, Л.И.Буевой, И.С.Кона, В.А.Ядова, К.А. Абульхановой, А.В.Брушлинского, В.М.Русалова, В.Д.Шадрикова, В.И.Слободчикова, Б.С.Братусь, А.Г.Асмолова, В.А. Петровского, А.А.Реана, Д.А.Леонтьева, Е.Ю.Коржовой, Н.А.Логиновой.
Глава 5. Психология личности в словарях и учебниках.
Понятие личности представлено в 32 современных словарях (толковых словарях русского языка, психиатрических терминов, историческом, Большом Энциклопедическом, практического психолога, психологических и др.). Психология личности проанализирована в 10 учебниках и учебных пособиях по психологии («Основы психологии» Л.Д.Столяренко, «Психология и педагогика» под ред. К.А.Абульхановой и др., «Психология» Р.С.Немова, «Общая психология» А.Г.Маклакова, «Психология» под. ред. В.Н.Дружинина, «Психология» под ред. А.А.Крылова, учебник по психологии (составители Макарова И.В., Михайленко О.И., «Общая психология» Р.Х.Тугушева и Е.И.Гарбера, «Общая психология» под ред. М.В.Гамезо, «Психология и педагогика» Реан А., Бордовская Н., Розум С.).
В отечественных учебниках по психологии при анализе психологии личности (теории личности) преимущественно представляются зарубежные теории, лишь изредко – одного-двух отечественных ученых, хотя исследователей, работавших или работающих по проблеме психологи личности в России, достаточно много. Отсюда следуют три умозаключения. Первое – интегрировать все отечественные теории личности в одну парадигму, например, диалектико-материалистическую. Второе – конвергировать зарубежные и отечественные теории личности, т.к. между ними есть помимо расхождений и много общего. И третье – взять за основу имеющиеся зарубежные и отечественные теории личности и совместными усилиями (по методу мозаики) создавать свою современную отечественную теорию личности и ее психологическое обоснование.
Результаты, выводы.
В учебном пособии автор сделал попытку плюралистической подачи материала о важнейших концепциях, позициях и взглядах отечественных ученых по проблеме психологии личности. Представляется целесообразным сравнить эти теории с зарубежными теориями личности и ее анализе.
Автор рассчитывает, что изложенные позиции, подходы, методы отечественной психологии личности носят не только теоретический, но и практический характер, и будут широко применяться в отечественной педагогике, медицине, политике, социальной работе, в бизнесе, менеджменте, рекламе, в правоохранительной и религиозной деятельности, в самовоспитании, в спорте.