«Формирование гендерной идентичности старшеклассников в системе школьного образования» (диссертация)
Название проекта: «Формирование гендерной идентичности старшеклассников в системе школьного образования».
Актуальность проекта обусловлена, во-первых, усилением значимости целенаправленного развития личности, ориентированной в гендерных традициях культуры и маскулинно/феминно маркированных элементах современной системы ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, во-вторых, недостаточной ориентацией психолого-педагогической практики на формирование гендерной идентичности как компонента культурно-развитой личности, в том числе в старшем школьном возрасте. Главное новообразование возраста старшеклассника — открытие Я (развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности, ее свойств). При отсутствии условий для позитивной реализации новых личностных возможностей у старшеклассника появляются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения, а в сложной фрустрирующей ситуации — уходить в мечты и фантазии. Данная склонность формирует у старшеклассника характер, который наносит личности психологическую травму и выражается у мальчиков в синдроме «Питера Пэна», у девочек в синдроме «Золушки». Это приводит к искаженному осознанию собственной гендерной идентичности и идеализированному представлению о гендерной идентичности противоположного пола.
Научная значимость состоит в том, что на основе междисциплинарного сравнительного анализа концепций гендера дано авторское определение категории гендерной идентичности; выявлены её сущностные характеристики; описана система диагностики её структурных компонентов; предложена и апробирована этапно-стадийная модель психолого-педагогического процесса проектной деятельности, направленная на формирование гендерной идентичности старшеклассников.
Практическая значимость обусловлена разработкой системы психолого-педагогических средств формирования гендерной идентичности у старшеклассников, созданием комплекса диагностических методик, определяющих показатели сформированности у личности компонентов гендерной идентичности. Выявленные механизмы и способы формирования гендерной идентичности, её структура могут способствовать преодолению негативных влияний на генезис личности учащегося, предотвращая кризис идентичности.
Значение для развития психологии состоит в решении проблемы формирования гендерной идентичности старше¬классника и целостного развития личности в системе школьного образования с учетом современной культуры и социально-экономической ситуации в обществе. Полученные в исследовании выводы о целях содержания, системе средств, логике процесса формирования гендерной идентичности могут использоваться при решении актуальных проблем современного образования, связанных с успешной социализацией и адаптацией старшеклассника в социокультурном пространстве.
Цель — разработать научные основы процесса формирования гендерной идентичности старшеклассников посредством проектной деятельности в современной общеобразовательной школе.
Этапы исследования:
Первый этап (2000—2002 гг.) — установление факторов исследования, изучение теории и практики в развитии гендерной идентичности старшеклассников; анализ теоретической и научно-методической литературы; определение рабочей гипотезы.
Второй этап (2002—2003 гг.) — выявление структуры и функций, создание модели гендерной идентичности; определение критериев, описание уровней развития гендерной идентичности, разработка диагностических методик; построение теоретической модели процесса формирования гендерной идентичности у старшеклассников; определение возможностей отдельных средств формирования гендерной идентичности, изучение условий внедрения.
Третий этап (2003—2006 гг.) — проведение формирующего эксперимента на базе общеобразовательных школ г. Волгограда в условиях естественного учебного процесса в 9-11-х классах; систематизация результатов; формулирование следующих выводов:
1. Гендерная идентичность — это стержневой компонент целостного развития личности, который детерминирован, с одной стороны, физическими процессами роста и развития, с другой, культурным наследием общества и имеет определенную структуру. Её операциональная модель строится на основе психосемантической парадигмы, в рамках которой структура сознания образует семантические пространства. В качестве элементов идентичности выступают образы — эталоны, отражающие специфику пола и возраста. Универсальная структура гендерной идентичности представляет собой единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Гендерная идентичность выполняет следующие функции: гармонизирующая, когнитивно-эвристическая, смыслотворческая, культурно-нравственная, рефлексивная. Главным критерием формирования гендерной идентичности являются повышение ее целостности и отказ от гендерных стереотипов. В своем развитии гендерная идентичность проходит три уровня (стереотипный, хаотический и целостный). Независимо от уровня существуют три типа гендерной идентичности — позитивная, недифференцированная и негативная.
2. Анализ педагогического процесса в системе школьного образования выявил следующие факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности: стиль учебной деятельности каждого ученика в классе (мужской, женский и смешанный); стиль преподавания, методы и приемы обучения, используемые учителем (мужской, женский и смешанный); содержание материала, представленного в текстах учебников.
3. Психолого-педагогическим средством, способным помочь учащемуся осо¬знать свою взаимосвязь с культурными определениями мужественности и женственности, является проектная деятельность.
4. Психолого-педагогический процесс формирования гендерной идентичности старшеклассников представляет собой последовательную смену трех этапов (ознакомительного, мотивационного и рефлексивного), каждому из которых соответствует свой доминирующий вид проекта (проект-презентация, проект-продукт, проект-метапредметная методическая разработка).
Кириллова Ирина Александровна - окончила Волгоградский государственный педагогический университет, факультет «Психология и социальная работа», кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития ВГПУ, сфера научных интересов: гендерные исследования в гуманитарных науках, в изучении политики и права