«Познаем, играем, говорим!» (долгосрочный психологический проект)
Проблема.
В настоящее время возрастает количество дошкольников имеющих те или иные нарушения речи, они негативно сказывается на общем развитии ребенка, становятся причиной личностных проблем у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей. С обновлённой Концепцией Государственных стандартов дошкольного образования введены в действие Федеральные Государственные Требования к основной общеобразовательной программе, Приказ № 665 от 23.11.2009 г. Опираясь на принципы построения основной общеобразовательной программы ФГТ: интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования, возникла потребность в разработке проекта, направленного на развитие познавательных процессов и речевых навыков у детей с нарушениями речи в совместной работе психолога, педагогов и родителей.
Участники.
Дети, родители, педагоги ДОУ № 84.
Цель.
Создание единой системы развития речевых навыков, познавательных процессов во взаимодействии субъектов образовательного пространства (воспитатели, родители, дети) с учётом принципа комплексно-тематического планирования, интеграции образовательных областей.
Задачи.
Дети
- Развитие познавательной, речевой сферы; коммуникативных навыков детей.
- Обучение детей способам развития мелкой моторики, снятия мышечной, эмоциональной напряжённости.
- Развитие уверенности в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
- Способствовать умению использовать полученные знания в различных формах творческой деятельности с субъектами воспитательно-образовательного пространства.
Педагоги
- Познакомить педагогов с особенностями развития познавательной, эмоциональной сферы детей с нарушениями речи;
- Помочь создать условия в организации воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных потребностей детей с нарушениями речи, стимулирующие познавательное, коммуникативное развитие воспитанников;
- Создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;
- Формировать у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми.
Родители
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;
- Обучить родителей способам взаимодействия с ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей;
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей;
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- Способствовать формированию естественного детско-взрослого сообщества.
Механизм реализации.
Этапы проекта
- Организационно-подготовительный этап: информационно-аналитическое направление и диагностическое направление.
- Основной этап «Содержательно-практический»: просветительское направление; развивающее направление; коррекционное направление.
- Заключительный этап «Контрольно-оценочный».
Мероприятия |
Объект |
Ответственный |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
||
Информационно-аналитическое направление |
||
Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение нормативной базы. Изучение литературы, подбор материала, подбор диагностического инструментария. |
|
Психолог, воспитатели |
Диагностическое направление |
||
Диагностика «Определение развития познавательных процессов». |
Дети |
Психолог |
Анкетирование родителей на выявление представлений о развитии детей и возможности совместно работать |
Родители |
Психолог |
Углубленная диагностика эмоциональных особенностей детей. |
Дети |
Психолог |
ОСНОВНОЙ ЭТАП «СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ» |
||
Просветительское направление |
||
Цикл консультаций «Особенности развития детей с ОНР»:«Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями речи», «Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи» и др. |
Педагоги |
Психолог |
Консультации: «Психологическая готовность детей с недостатками речи к школьному обучению», «Личностно-ориентированная модель общения с детьми» и др. |
Педагоги, родители |
Психолог |
Консультации: «Игры на развитие фантазии и творчества детей, способствующие связной речи», «Учите стихи играючи» и др. |
Родители |
Психолог |
Памятки:«Как правильно читать книгу детям», «Дидактические игры по литературным произведениям» и др. |
Родители |
Педагоги |
Консультации: «Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания», «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития мелкой моторики»; |
Родители |
Педагоги |
Развивающее направление |
||
Совместные тематические досуги:«Дружные зверята», «Волшебный мир растений», «Овощной калейдоскоп»; |
Психолог, воспитатели |
|
Обобщающие викторины по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи и фрукты» и др. |
Дети |
Психолог, Воспитатели |
Обучающие занятия для педагогов: «Цвет настроения», «Объединяющие игры с воспитателем» |
Педагоги |
Психолог |
Семинары-практикумы: «Движение – залог успеха в коррекции речевых нарушений»;«Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества» и др. |
Родители |
Психолог |
Коррекционное направление |
||
Развитие познавательных процессов «Занимаемся играя». |
Дети |
Психолог |
Занимательные досуги: «Дикие, домашние животные» и др. |
Дети |
Психолог |
Психолого-педагогическая гостиная «Взаимодействие с детьми, имеющими особенности поведения». |
Педагоги |
Психолог |
Психологический клуб «Тропинка к счастливой семье»; |
Родители |
Психолог |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
||
Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта. |
|
Психолог, воспитатели |
Анкетирование родителей, «Журнал достижений»; |
Родители |
|
Презентация опыта работы педагогам-психологам г. Братска |
Психологи |
Психолог |
Ожидаемые результаты.
- Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
- Снятие психического и физического напряжения у воспитанников.
- Развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков воспитанников.
- Создание воспитательно-образовательного пространства с учётом индивидуальных потребностей детей и принципа комплексно-тематического планирования.
- Нейтрализация негативных личностных проявлений: агрессивности, конфликтности, обидчивости у детей; развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружающим миром.
- Формирование адекватных требований к ребенку у родителей и педагогов.
- Формирование эмоционально благоприятных отношений среди естественного детско-взрослого сообщества группы.
Результаты проекта.
- Наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), зрительно-моторной координации у детей с нарушениями речи: в сравнении с 2010-2011 уч.г. увеличилось положительная динамика в познавательной сфере детей на 30%.
- Снижение тревожности у детей на 24%, у родителей на 15%, у педагогов на 32%.
- Педагоги овладели навыками взаимодействия с детьми; повысилась психологическая культура, как у родителей, так и у педагогов.
Дальнейшее развитие проекта.
Планируется расширение проекта и внедрение его не только в группе для детей с нарушениями речи, но и в общей группе, где есть дети с речевыми нарушениями; а также разрабатывается тематическое наполнение на весь учебный год.