Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Познаем, играем, говорим!» (долгосрочный психологический проект)


Проблема.

В настоящее время возрастает количество дошкольников имеющих те или иные нарушения речи, они негативно сказывается на общем развитии ребенка, становятся причиной личностных проблем у детей: снижают их коммуникативные возмож­ности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие по­знавательных способностей. С обновлённой Концепцией Государственных стандартов дошкольного образования введены в действие Федеральные Государственные Требования к основной общеобразовательной программе, Приказ № 665 от 23.11.2009 г. Опираясь на принципы построения основной общеобразовательной программы ФГТ: интеграции образовательных областей, комплексно-тематического планирования, возникла потребность в разработке проекта, направленного на развитие познавательных процессов и речевых навыков у детей с нарушениями речи в совместной работе психолога, педагогов и родителей.

Участники.

Дети, родители, педагоги ДОУ № 84.

Цель.

Создание единой системы развития речевых навыков, познавательных процессов во взаимодействии субъектов образовательного пространства (воспитатели, родители, дети) с учётом принципа комплексно-тематического планирования, интеграции образовательных областей.

Задачи.

Дети

  1. Развитие познавательной, речевой сферы; коммуникативных навыков детей.
  2. Обучение детей способам развития мелкой моторики, снятия мышечной, эмоциональной напряжённости.
  3. Развитие уверенности в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
  4. Способствовать умению использовать полученные знания в различных формах творческой деятельности с субъектами воспитательно-образовательного пространства.

Педагоги

  1. Познакомить педагогов с особенностями развития познавательной, эмоциональной  сферы детей с нарушениями речи;
  2. Помочь создать условия в организации воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных потребностей детей с нарушениями речи, стимулирующие познавательное, коммуникативное развитие воспитанников;
  3. Создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;
  4. Формировать у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми.

Родители

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;
  2. Обучить родителей способам взаимодействия с ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей;
  3. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей;
  4. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  5. Способствовать формированию естественного детско-взрослого со­общества.

Механизм реализации.

Этапы проекта

  1. Организационно-подготовительный этап: информационно-аналитическое направление и диагностическое направление.
  2. Основной этап «Содержательно-практический»: просветительское направление; развивающее направление; коррекционное направление.
  3. Заключительный этап «Контрольно-оценочный».

 

Мероприятия

Объект

Ответственный

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Информационно-аналитическое направление

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Изучение нормативной базы. Изучение литературы, подбор материала, подбор диагностического инструментария.

 

Психолог, воспитатели

Диагностическое направление

Диагностика «Определение развития познавательных процессов».

Дети

Психолог

Анкетирование родителей на выявление представлений о развитии детей и возможности совместно работать

Родители

Психолог

Углубленная диагностика эмоциональных особенностей детей.

Дети

Психолог

ОСНОВНОЙ ЭТАП «СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ»

Просветительское направление

Цикл консультаций «Особенности развития детей с ОНР»:«Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями речи», «Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи» и др.

Педагоги

Психолог

Консультации: «Психологическая готовность детей с недостатками речи  к школьному обучению», «Личностно-ориентированная модель общения с детьми» и др.

Педагоги, родители

Психолог

Консультации: «Игры на развитие фантазии и творчества детей,   способствующие связной речи», «Учите стихи играючи» и др.

Родители

Психолог

Памятки:«Как правильно читать книгу детям», «Дидакти­ческие игры по литературным про­изведениям» и др.

Родители

Педагоги

Консультации: «Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания», «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития мелкой моторики»;

Родители

Педагоги

Развивающее направление

Совместные тематические досуги:«Дружные зверята»,  «Волшебный мир растений», «Овощной калейдоскоп»;

 

Психолог, воспитатели

Обобщающие викторины по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи и фрукты» и др.

Дети

Психолог, Воспитатели

Обучающие занятия для педагогов: «Цвет настроения», «Объединяющие игры с воспитателем»

Педагоги

Психолог

Семинары-практикумы: «Движение – залог успеха в коррекции речевых нарушений»;«Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества» и др.

Родители

Психолог

Коррекционное направление

Развитие познавательных процессов  «Занимаемся играя».

Дети

Психолог

Занимательные досуги: «Дикие, домашние животные» и др.

Дети

Психолог

Психолого-педагогическая гостиная «Взаимодействие с детьми, имеющими особенности поведения».

Педагоги

Психолог

Психологический клуб «Тропинка к счастливой семье»;

Родители

Психолог

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ достижения цели и полученных результатов, определение дальнейшей реализации проекта.

 

Психолог, воспитатели

Анкетирование родителей, «Журнал достижений»;

Родители

 

Презентация опыта работы педагогам-психологам г. Братска

Психологи

Психолог

 

Ожидаемые результаты.

  1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
  2. Снятие  психического и физического напряжения у воспитанников.
  3. Развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков воспитанников.
  4. Создание воспитательно-образовательного пространства с учётом индивидуальных потребностей детей и принципа комплексно-тематического планирования.
  5. Нейтрализация негативных личностных проявлений: агрессивности, конфликтности, обидчивости у детей; развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружа­ющим миром.
  6. Формирование адекватных требований к ребенку у родителей и педагогов.
  7. Формирование эмоционально благоприятных отношений среди естественного детско-взрослого сообщества группы.

Результаты проекта.

  1. Наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), зрительно-моторной координации у детей с нарушениями речи: в сравнении с 2010-2011 уч.г.  увеличилось  положительная динамика в познавательной сфере детей на 30%.
  2. Снижение тревожности у детей на 24%, у родителей  на 15%, у  педагогов на 32%.
  3. Педагоги овладели  навыками взаимодействия с детьми; повысилась психологическая культура, как у родителей, так и у педагогов.

Дальнейшее развитие проекта.

Планируется расширение проекта и внедрение его не только в группе для детей с нарушениями речи, но и в общей группе, где есть дети с речевыми нарушениями; а также разрабатывается тематическое наполнение на весь учебный год.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su