Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2012 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Человек-разумный» (образовательный проект)

Автор:

В современных условиях становления в России правового государства и демократического общества, возникает необходимость в формировании и развитии новых жизненных установок личности. Российское общество нуждается в гармонично развитой, успешной личности, обладающей высоким потенциалом самореализации и само актуализации, который характеризуется, прежде всего, направленностью на успех в самых разных видах деятельности. Необходимость формирования и развития такой личности требует от системы образования, а в частности муниципальных образовательных учреждений и психологических служб ориентации на развитие потребности у подростков, прежде всего познания и осознания себя. В связи с этим, для муниципальных образовательных учреждений и психологических служб, с учетом ее значительного психолого-педагогического потенциала, актуальным является поиск путей развития потребности в формировании у подростков, особенно «группы риска» в самопознании и самосознании, и создание благоприятных условий для ее реализации.

Почему же, большинство подростков от 13 до 17 лет входят в «группу риска»? В ходе общения с подростками данной группы на базе подросткового клуба на протяжении одного года, с целью выявления у них знаний о своих возрастных, личностных и индивидуальных особенностях, механизмов познавательных психических процессов, способов разрешения конфликтов и противостояний влиянию, осознанного выбора профессии, стал очевидным недостаток вышеперечисленных знаний для развития и формирования гармоничной личности — что и явилось проблемой. Появилась задача восполнить этот пробел. Поэтому, стало необходимым разработать инструментарий с применением курса общей психологии, адаптированной для муниципальных образовательных учреждений и включающий в себя обсуждение тем и проблем, актуальных для подростков «группы риска» и помогающий им в расширении самопознания и самосознания, используя который будут работать родители, педагоги и психологи.

Цели и задачи.

Цель проекта. Популяризация и повышение престижа в среде подростков «группы риска» быть гармонично развитой, успешной и физически здоровой личностью через внедрение нетрадиционных подходов.

Задачи проекта:

  1. создание условий для формирования и развития установок, необходимых для успешного общения;
  2. формирование нового отношения к своей личности и повышения уровня собственной значимости;
  3. развитие способности к адекватному и полному познанию себя и других людей;
  4. формирование системы моральных стимулов для поддержания у подростков положительной мотивации к разумному образу жизни и личной ответственности за свое психическое и физическое состояние;
  5. стимулирование у подростков осознанного желания осваивать значимый опыт деятельности, общения, самопознания и саморазвития посредством «больших психологических игр»;
  6. развитие установочных структур личности, категориального аппарата мышления, методологии решения проблем, возникающих в общественной и личной жизни подростков «группы риска».

Механизм и поэтапный план реализации проекта.

Целевая группа проекта.

Подростки из неблагополучных семей в возрасте от 13 до 17 лет, входящих в «группу риска»: учащиеся школ, студенты профессиональных технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений.

Проект осуществляется с участием самой целевой группы с использованием интерактивных методов, интернет-ресурсов, СМИ, на базе подросткового клуба, с привлечением специалистов из медицинских, педагогических учреждений и правовых органов власти. В основе — групповые занятия. Для наилучшего усвоения подростками знаний, разумно проводить занятия по 1часу 20 мин. 5 раз в неделю, в итоге, в год 216 часов. Кроме того предусмотрены индивидуальные психологические консультации.

В реализации всего проекта используются подходы, основанные:

  • на предоставлении информации;
  • на апелляции к ценностям и знаниям;
  • на влиянии сверстников и социальной среды.

Формы и методы проведения занятий.

Приобщение подростков к работе невозможно без создания особой атмосферы заинтересованности и увлеченности. Для этого планируется систематически оповещать подростков путем расклейки объявлений, социального патронажа, раздачи буклетов и т.д. Приоритетным в плане реализации проекта являются большие психологические игры, требующие особой подготовки как демонстративного материала, игровой атрибутики, музыкального сопровождения, а главное, заранее изученного книжного материала. Затем, важный аспект проекта — психологическое тестирование и диагностика, на основе этих процедур возможны использования элементов психокоррекции для некоторых подростков. Тренинги и беседы социальной значимости будут очень уместны для успешной социализации подростков. Индивидуальные психологические консультирования по инициативе подростков обязательно возникнут в процессе реализации проекта. Занятия по релаксации и снятию эмоционального напряжения будут заключительным этапом каждой недели.

Механизм оценки результатов.

Для оценки ситуации и происходящих изменений проводится систематическое наблюдение «группой мониторинга», в которую входят психологи и педагоги.

Методы и критерии оценки:

  • социально-психологическое тестирование;
  • административные методы;
  • отчеты о проведенных мероприятиях;
  • оценка уровня посещаемости интернет-форума;
  • отзывы партнеров и участников проекта, освещение в СМИ;
  • оценка уровня вовлеченности в реализацию проекта учащихся и студентов, педагогов, психологов.

Результаты.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение числа подростков со сформированными и развитыми положительными установками для успешного общения;
  • появление у подростков осознанного отношения к своей личности, как результат — повышение уровня собственной значимости;
  • достижение положительных тенденций в способности к адекватному и полному познанию себя и других людей;
  • появление у подростков устойчивой системы моральных стимулов для поддержания положительной мотивации к разумному образу жизни и личной ответственности за свое психическое и физическое состояние;
  • приобретение подростками значимого опыта деятельности, общения, самопознания и саморазвития посредством «большой психологической игрой», которая является законченным фрагментом жизнетворчества;
  • проявление у подростков установочных структур личности, категориального аппарата мышления, методологии решения проблем, возникающих в общественной и личной жизни подростков «группы риска».

В долгосрочной перспективе предполагается продолжение и совершенствование проекта «Человек-разумный». Планируется организация работы с молодежью от 18 до 30 лет, а так же, организация работы с родителями подростков «группы риска», организация работы с молодыми семьями, как с детьми, так и без детей. В результате реализации проекта ожидается формирование новой политики оздоровления молодого поколения через понимание и принятие своего психофизического состояния. Таким образом, Российское общество приобретет гармонично развитую, успешную личность, обладающую высоким потенциалом самореализации, который характеризуется направленностью на успех в самых разных видах деятельности. Если данная тенденция найдет свое отражение в молодежной среде, представители которой захотят жить в психически и физически здоровом обществе, в перспективе Россию ожидает светлое будущее!

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе