«Человек-разумный» (образовательный проект)
В современных условиях становления в России правового государства и демократического общества, возникает необходимость в формировании и развитии новых жизненных установок личности. Российское общество нуждается в гармонично развитой, успешной личности, обладающей высоким потенциалом самореализации и само актуализации, который характеризуется, прежде всего, направленностью на успех в самых разных видах деятельности. Необходимость формирования и развития такой личности требует от системы образования, а в частности муниципальных образовательных учреждений и психологических служб ориентации на развитие потребности у подростков, прежде всего познания и осознания себя. В связи с этим, для муниципальных образовательных учреждений и психологических служб, с учетом ее значительного психолого-педагогического потенциала, актуальным является поиск путей развития потребности в формировании у подростков, особенно «группы риска» в самопознании и самосознании, и создание благоприятных условий для ее реализации.
Почему же, большинство подростков от 13 до 17 лет входят в «группу риска»? В ходе общения с подростками данной группы на базе подросткового клуба на протяжении одного года, с целью выявления у них знаний о своих возрастных, личностных и индивидуальных особенностях, механизмов познавательных психических процессов, способов разрешения конфликтов и противостояний влиянию, осознанного выбора профессии, стал очевидным недостаток вышеперечисленных знаний для развития и формирования гармоничной личности — что и явилось проблемой. Появилась задача восполнить этот пробел. Поэтому, стало необходимым разработать инструментарий с применением курса общей психологии, адаптированной для муниципальных образовательных учреждений и включающий в себя обсуждение тем и проблем, актуальных для подростков «группы риска» и помогающий им в расширении самопознания и самосознания, используя который будут работать родители, педагоги и психологи.
Цели и задачи.
Цель проекта. Популяризация и повышение престижа в среде подростков «группы риска» быть гармонично развитой, успешной и физически здоровой личностью через внедрение нетрадиционных подходов.
Задачи проекта:
- создание условий для формирования и развития установок, необходимых для успешного общения;
- формирование нового отношения к своей личности и повышения уровня собственной значимости;
- развитие способности к адекватному и полному познанию себя и других людей;
- формирование системы моральных стимулов для поддержания у подростков положительной мотивации к разумному образу жизни и личной ответственности за свое психическое и физическое состояние;
- стимулирование у подростков осознанного желания осваивать значимый опыт деятельности, общения, самопознания и саморазвития посредством «больших психологических игр»;
- развитие установочных структур личности, категориального аппарата мышления, методологии решения проблем, возникающих в общественной и личной жизни подростков «группы риска».
Механизм и поэтапный план реализации проекта.
Целевая группа проекта.
Подростки из неблагополучных семей в возрасте от 13 до 17 лет, входящих в «группу риска»: учащиеся школ, студенты профессиональных технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений.
Проект осуществляется с участием самой целевой группы с использованием интерактивных методов, интернет-ресурсов, СМИ, на базе подросткового клуба, с привлечением специалистов из медицинских, педагогических учреждений и правовых органов власти. В основе — групповые занятия. Для наилучшего усвоения подростками знаний, разумно проводить занятия по 1часу 20 мин. 5 раз в неделю, в итоге, в год 216 часов. Кроме того предусмотрены индивидуальные психологические консультации.
В реализации всего проекта используются подходы, основанные:
- на предоставлении информации;
- на апелляции к ценностям и знаниям;
- на влиянии сверстников и социальной среды.
Формы и методы проведения занятий.
Приобщение подростков к работе невозможно без создания особой атмосферы заинтересованности и увлеченности. Для этого планируется систематически оповещать подростков путем расклейки объявлений, социального патронажа, раздачи буклетов и т.д. Приоритетным в плане реализации проекта являются большие психологические игры, требующие особой подготовки как демонстративного материала, игровой атрибутики, музыкального сопровождения, а главное, заранее изученного книжного материала. Затем, важный аспект проекта — психологическое тестирование и диагностика, на основе этих процедур возможны использования элементов психокоррекции для некоторых подростков. Тренинги и беседы социальной значимости будут очень уместны для успешной социализации подростков. Индивидуальные психологические консультирования по инициативе подростков обязательно возникнут в процессе реализации проекта. Занятия по релаксации и снятию эмоционального напряжения будут заключительным этапом каждой недели.
Механизм оценки результатов.
Для оценки ситуации и происходящих изменений проводится систематическое наблюдение «группой мониторинга», в которую входят психологи и педагоги.
Методы и критерии оценки:
- социально-психологическое тестирование;
- административные методы;
- отчеты о проведенных мероприятиях;
- оценка уровня посещаемости интернет-форума;
- отзывы партнеров и участников проекта, освещение в СМИ;
- оценка уровня вовлеченности в реализацию проекта учащихся и студентов, педагогов, психологов.
Результаты.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа подростков со сформированными и развитыми положительными установками для успешного общения;
- появление у подростков осознанного отношения к своей личности, как результат — повышение уровня собственной значимости;
- достижение положительных тенденций в способности к адекватному и полному познанию себя и других людей;
- появление у подростков устойчивой системы моральных стимулов для поддержания положительной мотивации к разумному образу жизни и личной ответственности за свое психическое и физическое состояние;
- приобретение подростками значимого опыта деятельности, общения, самопознания и саморазвития посредством «большой психологической игрой», которая является законченным фрагментом жизнетворчества;
- проявление у подростков установочных структур личности, категориального аппарата мышления, методологии решения проблем, возникающих в общественной и личной жизни подростков «группы риска».
В долгосрочной перспективе предполагается продолжение и совершенствование проекта «Человек-разумный». Планируется организация работы с молодежью от 18 до 30 лет, а так же, организация работы с родителями подростков «группы риска», организация работы с молодыми семьями, как с детьми, так и без детей. В результате реализации проекта ожидается формирование новой политики оздоровления молодого поколения через понимание и принятие своего психофизического состояния. Таким образом, Российское общество приобретет гармонично развитую, успешную личность, обладающую высоким потенциалом самореализации, который характеризуется направленностью на успех в самых разных видах деятельности. Если данная тенденция найдет свое отражение в молодежной среде, представители которой захотят жить в психически и физически здоровом обществе, в перспективе Россию ожидает светлое будущее!