«"Познай себя" (адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы)» (программа социально-психологического тренинга)
Программа социально-психологческого тренинга «Познай себя» (адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы)
Влияние школы на здоровье учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее ¼ суток, выполняя интенсивную интеллектуальную работу. Важно совершенствование образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию интеллектуального потенциала ребенка, становлению и развитию его духовных потребностей, формированию потребности к саморазвитию и самообучению, сохранению и укреплению психологического и физиологического здоровья ребенка.
В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы во много раз усиливаются в классах повышенного уровня обучения и ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации-одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.
Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых – оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.
В начале и конце каждого учебного года проводится психолого-педагогическое обследование учащихся 5-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей, выявления нарушений школьной адаптации, выяснения причин школьной дезадаптации.
Результаты психологического обследования показали следующее: значительная часть пятиклассников (50-60 %) адаптируются в течение первых 1,5-2-х месяцев; примерно 20-30 % детей к концу 1-го полугодия и 15% пятиклассников испытывают повышенные трудности болезненной и длительной адаптации к школе, т.е. составляют группу школьно-дезадаптивных детей.
Проведенное обследование показало необходимость создания комплексно-целевой программы, обеспечивающей организацию благоприятной адаптации школьников и коррекцию нарушений адаптации.
Комплексно-целевая программа адаптации обучающихся пятых классов «Самосовершенствование школьника» рассчитана на 9 месяцев.
Для отслеживания эффективности программы проводилось психологическое диагностирование учащихся 5-х классов, прошедших обучение по данной программе, и учащихся 5-х классов, не обучавшихся по данной программе.
Результаты обследования показывают:
-Положительную динамику школьной адаптации 5-в: повышение учебной активности на уроках, улучшение коммуникативности, снижение уровня тревожности.
-В экспериментальных классах процент учащихся с низким уровнем адаптации к школе в 2 раза ниже, чем в контрольных классах; а процент учащихся с высоким уровнем адаптации выше в 1 раз.
Общие положения программы
Объект: учащиеся пятых классов
Предмет: процесс адаптации учащихся пятых классов
Нормативно-правовая база
1.Конвенция ООН «О правах ребенка».
2.Конституция РФ.
3.Закон РФ «Об образовании».
4.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» в РФ от 24.17.98г. №124-Ф3.
5.Комплексная охрана здоровья школьников при интенсивных и классических формах обучения. Методические рекомендации Управления здравоохранения администрации Новосибирской области от 09.03.2000 г.Цель и основные задачи программы
Цель программы: сохранение психического здоровья учащихся пятых классов через повышение адаптивных возможностей детей в ходе специально организованной деятельности.
Задачи программы:
-Создать учебно-образовательное и учебно-воспитательное пространство для эффективной социально-психологической адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы и за ее пределами.
-Повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.
-Содействовать адаптации учебной программы и нагрузки к возрастным и индивидуальным, личностным возможностям и потребностям учеников.
-Создать комфортный психологический климат в классном коллективе через принятие норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
-Разработать систему диагностических средств с целью выявления детей с низким уровнем адаптации к школе.
-Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью полной реализации потенциальных возможностей ребенка в период адаптации его к условиям обучения в средней школе.
Ожидаемые результаты
-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
-Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.Принципы реализации программы
-Гуманизм
-Демократизм
-Научность
-Индивидуализация и дифференциация
-Систематичность
-Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развитияКритерии оценки достижения поставленной цели и задач
-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
-Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Повышение уровня коммуникативности пятиклассниковУровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста школьной тревожности (Филипса), анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты «Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей, опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы», наблюдений.
Структура программы
1 часть. Программа по первичной адаптации пятиклассников к средней школе.
1. Здравствуй, будущий пятиклассник!
-Анкета для родителей четвероклассников, индивидуальные беседы с родителями «Особенности развития ребенка»
-Диагностика познавательных процессов будущих пятиклассников, изучение индивидуальных особенностей учащихся.
-Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс-психологическая готовность родителей»2.Учимся учиться.
-Курс занятий «Я и ТЫ» - знакомство, обучение навыкам учебного сотрудничества; 4 занятия.
-Праздник «Посвящение в пятиклассники»
2 часть. Программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся пятых классов.
1.Выявление учащихся 5-х классов, испытывающих трудности в адаптации к условиям обучения в среднем звене школы.
-Метод наблюдений
-Тест тревожности (протоколы, анализ данных)
-Анкета для родителей – «Адаптировался ли ваш ребенок к условиям обучения в среднем звене школы»
-Анкета для учителей «Уровень адаптации учащихся»
-Проективные методики
-Анкеты, опросники для учащихся2.Коррекционно-развивающий курс для учащихся 5-х классов «Познай себя»- 14 занятий.
3.Практическая психология для родителей подростков
-собрания для родителей
-Задания-рекомендации для родителей (сотрудничество ребенка и родителя)
План деятельности по реализации программы
Бахтеева Наталья Валерьевна - педагог-психолог 1 категории, муниципальное образовательное учреждение "Маслянинская средняя общеобразовательная школа №1".