«Здрава» (программа профилактической работы с детьми 7-9 лет)
Искусство быть здоровым
(результаты реализации программы профилактической работы с детьми «Здрава»)
Одним из приоритетных направлений работы специалистов отделения психолого-педагогической помощи семье и детям (с. Лузино) бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – отделение) являются мероприятия по сохранению, укреплению здоровья детей и формированию у них привычек здорового образа жизни. Проблема здоровья российских детей сейчас весьма актуальна. Уже к 6-7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребенок может считаться абсолютно здоровым. Возросло число юных курильщиков, токсикоманов и наркоманов. Подростки массово потребляют пиво. Особенно остро эта проблема встает в среде детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Результаты социологического опроса, проведенного отделением показали, что мы имеем следующие аспекты реальной ситуации в детско-подростковой среде на территории Лузинского сельского поселения:
- из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 41,2% детей впервые встретились с ПАВ в период младшего школьного возраста в 7-9 лет, в том числе дома – 32%, в компаниях друзей- 52,3%, в одиночестве – не менее 4%);
- основную возрастную группу риска составляют несовершеннолетние: дети и подростки, преимущественно лица мужского пола.
Поскольку, в детской среде активно распространяются различные формы саморазрушающего поведения, в том числе употребление психоактивных веществ, социальным педагогом отделения Н.Л.Петровой разработана программа «Здрава» для работы с детьми 7-9 лет по профилактике употребления психоактивных веществ (далее – программа). Программа имеет положительную рецензию Омского педагогического колледжа № 1.
Цель программы
Цель программы — формирование представления о здоровье как главной человеческой ценности, осознание личной значимости здоровья, необходимости заботиться и укреплять его.
Задачи
Задачи направлены на овладение детьми объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения. Усвоение социально-ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию и развитие умения регулировать свое поведение в ситуациях «риска». Реализация специфических задач связана с формированием простых ценностей радости и счастья от здоровья и информированием детей о негативном воздействии психоактивных веществ (табак, алкоголь) на физическое здоровье человека.
Этапы реализации программы
В 2012 году было сформировано 2 группы детей в возрасте 7-9 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации (23 человека), которые прошли обучение по программе «Здрава»:
- 1 группа: февраль – апрель 2012 года, 13 человек;
- 2 группа: июнь – август 2012 года, 10 человек.
Перед началом занятий по программе для выявления направленности и интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника, отношения учащихся начальной школы к употреблению психоактивных веществ (табака и алкоголя) использовались диагностические пре-тест и пост-тест, которые включают несколько проективных методик. После получения данных проведен качественный анализ результатов обследования каждого участника программы и качественно-количественный анализ высказываний детей в целом. Сделана оценка «обобщенного варианта реакции»: аргументированного отказа, основанного на знаниях, на собственной позиции в отношении употребления ПАВ или неаргументированного отказа от пробы, или отказа от пробы в связи с причинами, не касающимися вреда употребления алкоголя и табакокурения. Результаты качественно-количественного анализа реакций каждого ребенка (по каждой ситуации тестовых заданий) выявили факторы риска приобщения ребенка к ПАВ (в том числе, некритичного вовлечения ребенка в наркотизацию).
После тестирования с детьми проведено 10 занятий в форме тренинга с интерактивными методами обучения: работа в группах и парах, мозговой штурм, ролевое моделирование, тестирование, упражнения-энергизаторы. Все занятия последовательны, подтверждены логикой развития от простого к сложному, разнообразны и интересны. Они построены в форме игры, в виде увлекательных путешествий по волшебной стране под руководством специалистов.
На занятиях специалисты стремились пробудить интерес детей к себе, показывали, что каждый человек индивидуален, имеет свой внешний образ и внутренний мир. В ходе тренингов воспитывали в детях стремление вести здоровый образ жизни, знакомили с его составляющими. Детям передавалось знание о пагубном влиянии табака, алкоголя и наркотиков на детский и взрослый организм, формируется осознанное негативное отношение к психоактивным веществам. Помимо этого, специалисты воспитывали уважение к людям, которые ведут здоровый образ жизни, развивают позитивное отношение к здоровью как к ценности и вовлекают детей в занятия физической культурой и спортом.
Эффективной реализации программы способствовало применение в работе с детьми современных здоровьесберегающих технологий: оздоровительные двигательные минутки, упражнения без предметов, групповое составление коллажа, элементы народного фольклора.
Оздоровительные двигательные минутки, динамические часы помогали снять перенапряжение и перегрузки, являясь мощным, стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. На основе интереса детей к движениям происходит формирование умений и навыков обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивации на здоровье.
Для укрепления духовно-нравственного здоровья ребенка, мотивации его на осознанное обдумывание полученной информации применялись элементы народного фольклора: загадки, пословицы, поговорки, сказки.
С целью обратной рефлексии, закрепления полученных знаний использовался метод практического моделирования: составление групповых коллажей. Дети становились создателями портрета курильщика, герба здорового образа жизни. Так в практической работе «Поляна здоровья»: палатки, речка, детские фигурки расположились у стен замка, каждая из которых имеет название: «Режим дня», «Гигиена», «Закаливание», «Рациональное питание», «Спорт».
Результаты
Полученные результаты заключительного анкетирования позволяют утверждать, что большая часть детей осознаёт ценность своего здоровья. Большинство детей (90%) выделяют ценность физического здоровья и указывают следующие факторы его сохранения: занятия спортом, использование средств личной гигиены, правильное, рациональное питание, отказ от ПАВ. Более половины участников программы (58%) для того, чтобы быть здоровыми занимаются спортом, посещают спортивные секции. В ходе анализа эффективности профилактической работы выявлены высокие показатели знаний участников программы: информированность о вредном воздействии табака, алкоголя и других ПАВ (100%), последствиях их употребления (99%). Таким образом, на заключительном этапе работы с детьми, они отмечают, что быть здоровым человеком лучше, очень важно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Все участники положительно отозвались о мероприятиях программы «Здрава» и выразили желание участвовать в подобных проектах.
Ценность программы «Здрава» заключается в комплексном подходе к сопровождению детей в процессе воспитания культуры здорового образа жизни. Ее реализация дала возможность участникам осознать, что забота о своем здоровье – главное условие его сохранения, формирование своего образа «Я» помогает адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни. Также следует отметить, что и большинство родителей стали осознанно подходить к этой проблеме и отмечают, что мера ответственности в первичной профилактике лежит на семье и роль семьи в этом вопросе самая высокая.