- Костикова Александра Владимировна
начальник психологической лаборатории, ФБУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области, (Омск)
1. Психологические средства коррекции делинквентного поведения
2. Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает внимание ученых и практических работников правоохранительных органов по многим причинам. Одна из них заключается в том, что люди, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Большинство несовершеннолетних преступников – это люди с серьезными личностными проблемами и нарушениями. Данный проект включает в себя психологические средства коррекции, которые могут способствовать помощи в кризисном состоянии или депрессии, при психологической травме или тревоге, направленная на изменение и развитие личности; на закрепление норм поведения подростка по отношению к окружающим людям; на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции; на определенные психологические структуры личности.
3. Для снятия стрессового состояния и психоэмоционального напряжения подростков-делинквентов в условиях воспитательной колонии с учетом возрастных особенностей введены групповые коррекционные занятия с элементами арт – терапии и музыкотерапии. Именно в групповых занятиях быстрее происходит познание социального опыта, формирование нового поведения, создаются условия проявления активности и самостоятельности, появляется возможность свободно высказаться, быть услышанными и понятыми такими же, как они людьми, с аналогичными проблемами.
4. Разработка программы психокоррекционных сеансов в пенитенциарных учреждениях.
5. Способствовать снижению уровня делинквентности (снижению агрессивных тенденций, уровня тревожности, нарушений в эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной сфере несовершеннолетних осужденных).
6. Делинквентные подростки, отбывающих наказание в воспитательных колониях.
7. Программа основана на элементах музыкотерапии и арт-терапии и включает 15 сеансов, на которых подростки смогут выразить при помощи материалов свои эмоции, мысли, чувства, что поможет им преодолеть некоторые нарушения в эмоциональной, мотивационной, волевой сфере:
1. Сеанс арт-терапии «Линия жизни»
2. Сеанс музыкотерапии
3. Сеанс релаксации «Хемесинг - обезболивание»
4. Сеанс арт-терапии «Я и другие»
5. Сеанс песочной терапии
6. Сеанс музыкотерапии
7. Сеанс релаксации «Хемесинг – подзарядись энергией»
8. Сеанс арт-терапии «Мое самое яркое и светлое (счастливое) воспоминание детства»
9. Сеанс музыкотерапии
10. Сеанс релаксации «Хемесинг – снятие напряжения и эмоциональных деструкций»
11. Сеанс песочной терапии
12. Сеанс арт-терапии «Мандала»
13. Сеанс музыкотерапии
14. Сеанс релаксации «Хемесинг – концентрация внимания»
15. Заключительное занятие – рефлексия.
В содержание музыкального диска вошли произведения, направленные на снижение напряженности, улучшение самочувствия и др.
Экспериментальная часть исследования включала три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе были разработаны критерии для определения уровней делинквентности; сформирована экспериментальная и контрольная группы. Основной этап включал проведение первичной психологической диагностики в этих группах, при этом были подобраны соответствующие и более доступные методики для данной выборки, чтобы определить уровень делинквентности: методика «Восьмицветовой тест Люшера»; опросник Шмишека для выявления акцентуации характера; методика «16 – ФЛО - 187 - А» (16-факторный личностный опросник, 187 вопросов, форма «А» Кэттелла); арт – тест, далее следовало апробирование психокоррекционных средств в экспериментальной группе. Заключительный этап включал повторную психологическую диагностику в двух группах по аналогичным методикам, в результате чего подтвердилась результативность психокоррекционных сеансов. Важно отметить, что изучение данной категории лиц и их личностных особенностей требует теоретического навыка в области возрастной, педагогической, коррекционной психологии, психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования, а также основы пенитенциарной психологии
8. Контроль за динамикой происходил при помощи результатов повторной диагностики, где видны изменения по заранее определенным критериям. Также изменения подтвердились графическим анализом и методом математической статистики. После проведения коррекционной программы в экспериментальной группе с элементами музыкотерапии и арт-терапии у подростков произошли изменения в эмоциональном состоянии, улучшение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, т.е. снизился общий высокий уровень делинквентности и повысился низкий (график 1).
График 1. Изменение уровня делинквентности в контрольной и экспериментальной группах
Итак, данная программа позволяет снизить высокий уровень делинквентности и положительно воздействует на коммуникативную, эмоциональную сферу, способствует снижению уровня тревожности и агрессии, способствует улучшению общения в группе. Также эта программа может помочь несовершеннолетним правонарушителям при адаптации в условиях воспитательной колонии.
Данный проект может быть использован сотрудниками воспитательного учреждения: начальниками отрядов, педагогами школы для учета индивидуальных особенностей и, соответственно, для поиска более эффективных средств работы с осужденными подростками, для формирования доверительных отношений.
Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы коррекции делинквентного поведения. Перспектива работы - введение в коррекционную программу элементов интегративной танцевально-двигательной терапии.
Костикова Александра Владимировна - в 2006 году окончила факультет психологии и педагогики по специальности педагог-психолог, специализация психологическое консультирование Омского государственного педагогического университета. Место работы: ФГУ ЛИУ-2 УФСИН России по Омской области, должность: старший психолог психологической лаборатории; сфера научных интересов: пенитенциарная психология, психологическое консультирование, коррекция делинквентного поведения.