«Психологический портрет осужденных, совершивших преступление на семейно-бытовой основе и коррекционная работа с ними» (научно-исследовательская работа)
Актуальность исследования. В последние годы все большее внимание и беспокойство общественности и правоохранительных органов вызывает насилие в семье, ставшее наиболее распространенной формой агрессии в современной России. Так, по результатам некоторых исследований, 30-40% тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье.
Социальная значимость. Насилие в семье является распространенным явлением во всем мире. В результате проникновения насилия в жизнь семьи наблюдается деконструкция нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, прогрессируют детская безнадзорность и беспризорность, несовершеннолетние все активнее вовлекаются в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность.
Научная значимость. В настоящее время существует множество научных работ, в которых даются характеристики осужденных, совершивших различные виды преступлений, однако изучение осужденных за насильственные преступления именно на семейно-бытовой почве практически не велось.
Практическая значимость. Совершенствование профилактических мер невозможно без знания особенностей личности и поведения лиц, совершающих преступления против члена своей семьи. Именно по этой причине на первый план встает задача изучения различных свойств личности преступника, осужденного за совершение преступления на семейно-бытовой основе.
Целью настоящего исследования было изучение психологического портрета осужденных, совершивших преступления на семейно-бытовой основе; разработка и апробирование программы психокоррекционной работы с данной категорией осужденных, включающей индивидуальное консультирование и социально-психологические занятия с элементами тренинга.
Аудитория. Проект рассчитан на использование в деятельности пенитенциарных психологов.
Основное содержание работы.
Выборку нашего исследования составляют осужденные, совершившие насильственные преступления против члена своей семьи, и осужденные по следующим статьям: 105-119, 131-132. Также, в качестве контрольной группы, были обследованы осужденные по статьям, не связанным с причинением насильственного вреда членам семьи.
Всего в исследовании приняли участие осужденные различного возраста, образовательного уровня и режима содержания. Было обследовано 187 мужчин, 27 женщин и 15 несовершеннолетних осужденных воспитательной колонии.
Этапы исследования:
I. Теоретический обзор по проблематике исследования.
II. Подбор диагностических методик, наиболее подходящих для исследования
Личностный опросник Айзенка (57 вопросов для взрослых и 60 вопросов для осужденных воспитательной колонии);
Модифицированная форма многофакторного личностного опросника FPI.
Проективный рисуночный тест Вартегга – система личностного анализа, который широко используется для изучения опыта подсознательного;
Арт-терапевтические проективные методики («Цветок», «Луг», «Дом»).
Метод цветовых метафор И.Л. Соломина, направленный на выявление скрытой мотивации.
Методика репертуарных решеток Келли.
III. Обработка и анализ полученных эмпирических данных. На их основе составляется психологический портрет осужденных, совершивших преступление на семейно-бытовой почве.
IV. Уточнение окончательной выборки осужденных, с которыми будет проведена психокоррекционная работа (выбираются осужденные примерно одного возраста, образовательного уровня и режима содержания).
V. Проведение психокоррекционных мероприятий с элементами тренинга и лекционных занятий с осужденными.
В результате проведенной работы были получены следующие выводы:
1. Большинству осужденных свойственна высокая тревожность, неуверенность в себе, отстраненность, повышенная центрированность на собственной личности. В числе основных потребностей можно выделить желание иметь полноценную семью, детей или быть рядом со своей семьей; отдавать и получать любовь и помощь от родных; желание выйти на свободу. Но выявленные потребности не удовлетворены. Искажено восприятие образа «Я», место «Я» в жизни и обществе не определено. Неадекватное восприятие существующей семейной ситуации; регресс личности в сторону переживаний, связанных с детством. Выявляется нежелание дальнейшего развития и движения, отсутствие энергии и целеустремленности. Отсутствует единство внутренних переживаний и жизненных обстоятельств в прошлом и настоящем, нестабильность в отношении с самыми близкими людьми, семьей. Не чувствуют защищенности своего внутреннего мира и себя в мире реальном.
2. Возможность совершения любого преступления, в том числе и семейно-бытового, обусловлена наличием какого-либо неблагополучия в семейных отношениях, таких как гипер-, либо гипоопека, попустительское отношение со стороны родителей в детстве, приводящие к более раннему пристрастию к вредным привычкам; низкий образовательный и культурный уровень; наличие судимых родственников. Чаще всего подобные преступления совершались в состоянии алкогольного опьянения. Мотивом послужили ревность, злость, месть, продолжительные конфликтные отношения с потерпевшей стороной.
3. Проведенная психокоррекционная работа позволила расширить репертуар поведенческих реакций в различных ситуациях; раскрыть некоторые личностные черты, влияющие на возможность совершения преступлений. Также в ходе психокоррекционной работы были выявлены личностные ресурсы, необходимые для продолжения жизненного пути в положительном направлении.
Кутлубаева Оксана Михайловна, начальник Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, капитан внутренней службы, образование – высшее психологическое. Сфера научных интересов: пенитенциарная психология, работа с трудными подростками.
Андреева Елена Анатольевна, старший психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, капитан внутренней службы, образование – высшее психологическое. Сфера научных интересов: индивидуальное консультирование и групповая психокоррекционная работа.
Романова Ксения Петровна, психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, образование – высшее психологическое. Сфера научных интересов: групповая психокоррекция и индивидуальное консультирование в рамках пенитенциарной психологии.
Казанцева Юлия Николаевна, психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, образование – высшее психологическое. Сфера научных интересов: индивидуальная психокоррекция и консультирование.
Богданова Светлана Валентиновна, психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, образование – высшее психологическое, кандидат психологических наук. Сфера научных интересов: психосемантика сознания несовершеннолетних осужденных.