Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2006 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психологический портрет осужденных, совершивших преступление на семейно-бытовой основе и коррекционная работа с ними» (научно-исследовательская работа)

Авторы:

  • Андреева Елена Анатольевна

    старший психолог Межрегиональной психологической лаборатории, капитан внутренней службы, УФСИН России по Удмуртской республике (Ижевск)

  • Богданова Светлана Валентиновна

    кандидат психологических наук, психолог Межрегиональной психологической лаборатории, УФСИН России по Удмуртской республике (Ижевск)

  • Казанцева Юлия Николаевна

    психолог Межрегиональной психологической лаборатории, УФСИН России по Удмуртской республике (Ижевск)

  • Кутлубаева Оксана Михайловна

    начальник Межрегиональной психологической лаборатории, капитан внутренней службы, УФСИН России по Удмуртской республике ( Ижевск)

  • Романова Ксения Петровна

    психолог Межрегиональной психологической лаборатории, УФСИН России по Удмуртской республике (Ижевск)

Актуальность исследования. В последние годы все большее внимание и беспокойство общественности и правоохранительных органов вызывает насилие в семье, ставшее наиболее распространенной формой агрессии в современной России. Так, по результатам некоторых исследований, 30-40% тяжких насильственных преступлений совершается именно в семье.

Социальная значимость. Насилие в семье является распространенным явлением во всем мире. В результате проникновения насилия в жизнь семьи наблюдается деконструкция нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, прогрессируют детская безнадзорность и беспризорность, несовершеннолетние все активнее вовлекаются в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность.

Научная значимость. В настоящее время существует множество научных работ, в которых даются характеристики осужденных, совершивших различные виды преступлений, однако изучение осужденных за насильственные преступления именно на семейно-бытовой почве практически не велось.

Практическая значимость. Совершенствование профилактических мер невозможно без знания особенностей личности и поведения лиц, совершающих преступления против члена своей семьи. Именно по этой причине на первый план встает задача изучения различных свойств личности преступника, осужденного за совершение преступления на семейно-бытовой основе.

Целью настоящего исследования было изучение психологического портрета осужденных, совершивших преступления на семейно-бытовой основе; разработка и апробирование программы психокоррекционной работы с данной категорией осужденных, включающей индивидуальное консультирование и социально-психологические занятия с элементами тренинга.

Аудитория. Проект рассчитан на использование в деятельности пенитенциарных психологов.

Основное содержание работы.

Выборку нашего исследования составляют осужденные, совершившие насильственные преступления против члена своей семьи, и осужденные по следующим статьям: 105-119, 131-132. Также, в качестве контрольной группы, были обследованы осужденные по статьям, не связанным с причинением насильственного вреда членам семьи.

Всего в исследовании приняли участие осужденные различного возраста, образовательного уровня и режима содержания. Было обследовано 187 мужчин, 27 женщин и 15 несовершеннолетних осужденных воспитательной колонии.

Этапы исследования:

I. Теоретический обзор по проблематике исследования.

II. Подбор диагностических методик, наиболее подходящих для исследования

Личностный опросник Айзенка (57 вопросов для взрослых и 60 вопросов для осужденных воспитательной колонии);

Модифицированная форма многофакторного личностного опросника FPI.

Проективный рисуночный тест Вартегга – система личностного анализа, который широко используется для изучения опыта подсознательного;

Арт-терапевтические проективные методики («Цветок», «Луг», «Дом»).

Метод цветовых метафор И.Л. Соломина, направленный на выявление скрытой мотивации.

Методика репертуарных решеток Келли.

III. Обработка и анализ полученных эмпирических данных. На их основе составляется психологический портрет осужденных, совершивших преступление на семейно-бытовой почве.

IV. Уточнение окончательной выборки осужденных, с которыми будет проведена психокоррекционная работа (выбираются осужденные примерно одного возраста, образовательного уровня и режима содержания).

V. Проведение психокоррекционных мероприятий с элементами тренинга и лекционных занятий с осужденными.

В результате проведенной работы были получены следующие выводы:

1. Большинству осужденных свойственна высокая тревожность, неуверенность в себе, отстраненность, повышенная центрированность на собственной личности. В числе основных потребностей можно выделить желание иметь полноценную семью, детей или быть рядом со своей семьей; отдавать и получать любовь и помощь от родных; желание выйти на свободу. Но выявленные потребности не удовлетворены. Искажено восприятие образа «Я», место «Я» в жизни и обществе не определено. Неадекватное восприятие существующей семейной ситуации; регресс личности в сторону переживаний, связанных с детством. Выявляется нежелание дальнейшего развития и движения, отсутствие энергии и целеустремленности. Отсутствует единство внутренних переживаний и жизненных обстоятельств в прошлом и настоящем, нестабильность в отношении с самыми близкими людьми, семьей. Не чувствуют защищенности своего внутреннего мира и себя в мире реальном.

2. Возможность совершения любого преступления, в том числе и семейно-бытового, обусловлена наличием какого-либо неблагополучия в семейных отношениях, таких как гипер-, либо гипоопека, попустительское отношение со стороны родителей в детстве, приводящие к более раннему пристрастию к вредным привычкам; низкий образовательный и культурный уровень; наличие судимых родственников. Чаще всего подобные преступления совершались в состоянии алкогольного опьянения. Мотивом послужили ревность, злость, месть, продолжительные конфликтные отношения с потерпевшей стороной.

3. Проведенная психокоррекционная работа позволила расширить репертуар поведенческих реакций в различных ситуациях; раскрыть некоторые личностные черты, влияющие на возможность совершения преступлений. Также в ходе психокоррекционной работы были выявлены личностные ресурсы, необходимые для продолжения жизненного пути в положительном направлении.

Кутлубаева Оксана Михайловна, начальник Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, капитан внутренней службы, образование – высшее психологическое. Сфера научных интересов: пенитенциарная психология, работа с трудными подростками.

Андреева Елена Анатольевна, старший психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, капитан внутренней службы, образование – высшее психологическое. Сфера научных интересов: индивидуальное консультирование и групповая психокоррекционная работа.

Романова Ксения Петровна, психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, образование – высшее психологическое. Сфера научных интересов: групповая психокоррекция и индивидуальное консультирование в рамках пенитенциарной психологии.

Казанцева Юлия Николаевна, психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, образование – высшее психологическое. Сфера научных интересов: индивидуальная психокоррекция и консультирование.

Богданова Светлана Валентиновна, психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Удмуртской республике, образование – высшее психологическое, кандидат психологических наук. Сфера научных интересов: психосемантика сознания несовершеннолетних осужденных.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе