«Психология XXI века: современная российская психология в мировой науке» (XIV Международная научно-практическая конференция молодых ученых, 21-23 апреля 2011 г., Санкт-Петербург)
Актуальность
На сегодняшний день организация и проведение такой формы мероприятия как научно-практическая конференция позволяет решить ряд актуальных задач для молодого ученого-психолога. Конференция является классической формой академического взаимодействия. Для молодых ученых участие в подобных формах научной активности особенно важно, поскольку именно на них студентам прививается культура академического взаимодействия. Проведение научно-практических конференций молодых ученых дает возможность молодым психологам заявить о своих идеях в научном сообществе, представить свои работы и получить обратную связь на них от опытных коллег, как из Санкт-Петербурга, так и из других городов России и стран ближнего зарубежья.
Научная и практическая значимость
Ежегодно в ходе работы конференции освещается широкий круг вопросов из различных областей психологии. В центре внимания конференции в 2011 году стало обсуждение роли и положения отечественной психологии в мировой науке. Данная тема освещалась в контексте сравнения ведущих западных и отечественных подходов в психологии путем обсуждения опыта междисциплинарных исследований в психологии и сравнения его с опытом западных коллег. Итогом конференции стало обсуждение возможных зон взаимодействия и сотрудничества российских молодых специалистов с зарубежными коллегами-психологами.
Цели
Основные цели конференции «Психология XXI века»:
- обсуждение актуальных проблем современной психологии, а также перспективных направлений ее развития;
- организация и поддержка единого информационного пространства в области психологии;
- обмен опытом для реализации и последующий организации совместных исследовательских проектов студентов, аспирантов и молодых ученых;
- организация взаимодействия между представителями разных научных подходов, ведущими представителями петербургской психологической школы и молодыми исследователями России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Конференция ориентирована на студентов, аспирантов, молодых специалистов: представителей разных направлений, школ, городов и взглядов.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Работа конференции «Психология XXIвека» - 2011 проходила по следующим этапам:
Получение материалов. Тезисы участников конференции были тщательно отобраны экспертным советом и опубликованы в сборнике материалов конференции (Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2011).
Работа конференции проходила в течение трех дней.
В ходе первого дня работы у участников была возможность посетить пленарное заседание, на котором освещалась основная тема конференции: современная российская психология в мировой науке.
Участники конференции представили свои доклады в ходе секционных заседаний. Тематика работы секций была следующей:
- Общая психология и методология психологии;
- Клиническая психология, психофизиология и психология здоровья;
- Педагогическая и возрастная психология;
- Социальная психология;
- Организационная психология.
Руководителями секций выступили доценты и старшие преподаватели кафедр факультета психологии СПбГУ.
Активное взаимодействие участников конференции и приглашенных специалистов в ходе работы второго дня конференции реализовалось посредством проведения мастер-классов и лекций. Бурное обсуждение и живой интерес участников вызвали вошедшие в программу лекции и мастер-классы ведущих психологов Санкт-Петербурга и Москвы. Для участников конференции лекции прочитали Гришина Н. В. (д. пс. н. проф. СПбГУ) «Ситуационный подход в психологии», Решетников М. М. (д. пс. н., проф. ВЕИП) «Постматериалистическая методология психологии», Грановская Р. М. (д. пс. н., проф. СПбГУ) «Новые времена – новые задачи психологов», Мироненко И. А. (д. пс. н., проф. ЛГУ им. Пушкина) «Оспецифичности имплицитных оснований теорий российской психологической школы», а также провели мастер-классы Защиринская О. В. (к. пс. н., доцент СПбГУ) «Игровая терапия внутрисемейных отношений» и Базаров Т. Ю. (д. пс. н., проф. МГУ) «Феномен лидерства в социальной психологии: возможности экспериментального исследования».
Третий день был посвящен публичной дискуссии, в ходе которой были подведены основные итоги работы конференции, очерчены возможные актуальные направления развития молодых ученых-психологов на сегодняшний день.
Результаты, выводы
В 2011 году заочное участие принял 391человек, из них очно участвовали более 150. Они представляли 69 вузов и организаций из 35 городов России и стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Эстонии.
Опыт проведения конференции «Психология XXIвека» (1998-2011 показывает высокий интерес к избранным тематикам мероприятия среди молодых ученых. Участники отмечали, что в 2011 году конференция прошла на высоком научном и организационном уровне. Мероприятия, представленные в программе конференции, позволили создать у частников проблемное поле, в котором каждый из них мог ориентироваться как самостоятельно, так и при помощи и поддержке коллег. В основе работы конференции было заложено такое взаимодействие, результатом которого может стать сотрудничество различных исследовательских групп, факультетов, университетов, а также появление новых научных, прикладных, образовательных проектов, авторами которых станут молодые специалисты-психологи.
Селезнева Дарья Вячеславовна - бакалавр психологии. Сфера научных интересов: кросс-культурная психология, межкультурная коммуникация.
Основные публикации:
- Селезнева Д.В. Этнические стереотипы русских и японских студентов // Мир культуры и культура мира. Сборник материалов третьей Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 11-12 марта 2011г. – М.: МГППУ, 2011. – 98-99 с.
- Селезнева Д.В. Особенности межкультурной коммуникации русских и японских студентов // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011.
- Селезнева Д.В. Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2011. – 513-515 с.
Адамян Ника Альбертовна – образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: когнитивная психология внимания, зрительное внимание, эффекты функциональной слепоты.
Основные публикации:
- Кувалдина М.Б., Адамян Н.А. Восприятие иррелевантной информации при визуальном предъявлении стимула в задачах, индуцирующих “слепоту по невниманию” // Современные проблемы науки и образования (в печати) РФФИ № 11-06-00287а
- Адамян Н.А. Влияние эксплицитной подсказки на субъективную уверенность при решении сложной когнитивной задачи / Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader.
- Kuvaldina M. Adamyan. N. To expect means not to expect: role of anticipation rigidity in Inattentional Blindness //Journal of Russian & East European Psychology, 2011 впечати.
- Кувалдина М.Б. Адамян Н.А. Влияние ожиданий на восприятие при генерации слепоты по невниманию / Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2011: социальная психология и жизнь», Санкт-Петербург, 18-20 октября 2011 года.
- Адамян Н.А., Басова Е.С. "Влияние инструкции на игнорирование при генерации слепоты по невниманию"/ Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2011: социальная психология и жизнь», Санкт-Петербург, 18-20 октября 2011 года.
Басова Екатерина Сергеевна - образование: неполное высшее. Сфера - научных интересов: когнитивная психология, слепота по невниманию, психологическое вмешательство, клиническая психология, социальная психология.
Основные публикации:
- Адамян Н.А., Басова Е.С. Влияние инструкции на уровень слепоты по невниманию // Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского, Москва, 14 - 17 ноября 2011 г., М.: РГГУ, Институт психологии им. Л.С. Выготского, стр. 146-149.
Большакова Екатерина Алексеевна - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: дифференциальная психология, феномен идентичности, подростковый возраст.
Голубева Светлана Олеговна - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: психология малых групп, креативность, лидерство
Куклина Юлия Андреевна - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов:социальная психология, психология малых групп, командные роли.
Основные публикации:
- Куклина Ю. А. Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе //Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2011. – 487-488 с.
Лушникова Алина Валерьевна - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: психология кризисов, моральное развитие.
Львова Ольга Владимировна - образование: неполное высшее.Сфера научных интересов: организационная психология.
Основные публикации:
- Львова О.В. Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга //Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2011. – 402-403 с.
Мещеряков Никита Максимович - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: субъективное восприятие времени.
Прохорова Елизавета Сергеевна - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: организационная психология, психология поведения потребителей.
Ратникова Ольга Владиславовна - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: социальная психология больших и малых групп.
Силина Алина Николаевна - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: психологическое консультирование, проблема нормы и патологии в психологии, экзистенциальная психология, телесно-ориентированная и арт-терапия
Ульянова Мария Вадимовна - сфера научных интересов: психология спорта и активного отдыха, социальная психология.
Основные публикации:
- Медников С.В., Ульянова М.В. Профессиональный отбор судей в большом теннисе //Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 21–23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С.496-497
- Медников С.В., Ульянова М.В. Профессионально важные качества судьи в большом теннисе //Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 1 / Отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010 С.281-283
Шпицер Дарья Давидовна - образование: неполное высшее. Сфера научных интересов: онтопсихология, экзистенциальная психология, психология конфликтов
Основные публикации:
- Салитова М. В., Шпицер Д. Д. Конфликт целей – новые грани в понимании внутриличностных конфликтов //Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2011. – 97-98 с.