- Адамян Ника Альбертовна
Research Fellow, University of Aberdeen (Абердин - Санкт-Петербург)
- Антонова Екатерина Алексеевна
кандидат психологических наук, психолог, Центр профориентации "Аркада" (Санкт-Петербург)
- Аравина Юлия Андреевна
коуч, психолог, бизнес-тренер, (Санкт-Петербург)
- Басова Екатерина Сергеевна
психолог-консультант, частная практика (Санкт-Петербург, Москва)
- Болгова Дарья Давидовна
(Санкт-Петербург)
- Голубева Светлана Олеговна
(Санкт-Петербург)
- Лушникова Алина Валерьевна
(Санкт-Петербург)
- Львова Ольга Владимировна
младший научный сотрудник Института когнитивных исследований, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
- Мещеряков Никита Максимович
редактор-координатор, ОАО «Теле-радио компания «Петербург» (Санкт-Петербург)
- Прохорова Елизавета Сергеевна
(Санкт-Петербург)
- Ратникова Ольга Владиславовна
(Санкт-Петербург)
- Селезнева Дарья Вячеславовна
(Санкт-Петербург)
- Силина Алина Николаевна
психолог, Объединённая семейная служба "Нешама" Адаин Ло (Санкт-Петербург)
- Ульянова (Самылкина) Мария Вадимовна
(Санкт-Петербург)
Актуальность
На сегодняшний день организация и проведение такой формы мероприятия как научно-практическая конференция позволяет решить ряд актуальных задач для молодого ученого-психолога. Конференция является классической формой академического взаимодействия. Для молодых ученых участие в подобных формах научной активности особенно важно, поскольку именно на них студентам прививается культура академического взаимодействия. Проведение научно-практических конференций молодых ученых дает возможность молодым психологам заявить о своих идеях в научном сообществе, представить свои работы и получить обратную связь на них от опытных коллег, как из Санкт-Петербурга, так и из других городов России и стран ближнего зарубежья.
Научная и практическая значимость
Ежегодно в ходе работы конференции освещается широкий круг вопросов из различных областей психологии. В центре внимания конференции в 2011 году стало обсуждение роли и положения отечественной психологии в мировой науке. Данная тема освещалась в контексте сравнения ведущих западных и отечественных подходов в психологии путем обсуждения опыта междисциплинарных исследований в психологии и сравнения его с опытом западных коллег. Итогом конференции стало обсуждение возможных зон взаимодействия и сотрудничества российских молодых специалистов с зарубежными коллегами-психологами.
Цели
Основные цели конференции «Психология XXI века»:
- обсуждение актуальных проблем современной психологии, а также перспективных направлений ее развития;
- организация и поддержка единого информационного пространства в области психологии;
- обмен опытом для реализации и последующий организации совместных исследовательских проектов студентов, аспирантов и молодых ученых;
- организация взаимодействия между представителями разных научных подходов, ведущими представителями петербургской психологической школы и молодыми исследователями России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Конференция ориентирована на студентов, аспирантов, молодых специалистов: представителей разных направлений, школ, городов и взглядов.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Работа конференции «Психология XXIвека» - 2011 проходила по следующим этапам:
Получение материалов. Тезисы участников конференции были тщательно отобраны экспертным советом и опубликованы в сборнике материалов конференции (Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 23-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2011).
Работа конференции проходила в течение трех дней.
В ходе первого дня работы у участников была возможность посетить пленарное заседание, на котором освещалась основная тема конференции: современная российская психология в мировой науке.
Участники конференции представили свои доклады в ходе секционных заседаний. Тематика работы секций была следующей:
- Общая психология и методология психологии;
- Клиническая психология, психофизиология и психология здоровья;
- Педагогическая и возрастная психология;
- Социальная психология;
- Организационная психология.
Руководителями секций выступили доценты и старшие преподаватели кафедр факультета психологии СПбГУ.
Активное взаимодействие участников конференции и приглашенных специалистов в ходе работы второго дня конференции реализовалось посредством проведения мастер-классов и лекций. Бурное обсуждение и живой интерес участников вызвали вошедшие в программу лекции и мастер-классы ведущих психологов Санкт-Петербурга и Москвы. Для участников конференции лекции прочитали Гришина Н. В. (д. пс. н. проф. СПбГУ) «Ситуационный подход в психологии», Решетников М. М. (д. пс. н., проф. ВЕИП) «Постматериалистическая методология психологии», Грановская Р. М. (д. пс. н., проф. СПбГУ) «Новые времена – новые задачи психологов», Мироненко И. А. (д. пс. н., проф. ЛГУ им. Пушкина) «Оспецифичности имплицитных оснований теорий российской психологической школы», а также провели мастер-классы Защиринская О. В. (к. пс. н., доцент СПбГУ) «Игровая терапия внутрисемейных отношений» и Базаров Т. Ю. (д. пс. н., проф. МГУ) «Феномен лидерства в социальной психологии: возможности экспериментального исследования».
Третий день был посвящен публичной дискуссии, в ходе которой были подведены основные итоги работы конференции, очерчены возможные актуальные направления развития молодых ученых-психологов на сегодняшний день.
Результаты, выводы
В 2011 году заочное участие принял 391человек, из них очно участвовали более 150. Они представляли 69 вузов и организаций из 35 городов России и стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Эстонии.
Опыт проведения конференции «Психология XXIвека» (1998-2011 показывает высокий интерес к избранным тематикам мероприятия среди молодых ученых. Участники отмечали, что в 2011 году конференция прошла на высоком научном и организационном уровне. Мероприятия, представленные в программе конференции, позволили создать у частников проблемное поле, в котором каждый из них мог ориентироваться как самостоятельно, так и при помощи и поддержке коллег. В основе работы конференции было заложено такое взаимодействие, результатом которого может стать сотрудничество различных исследовательских групп, факультетов, университетов, а также появление новых научных, прикладных, образовательных проектов, авторами которых станут молодые специалисты-психологи.