«Психологические инновации в образовании (XXVI Мерлинские чтения)» (всероссийская научно-практическая конференция, 20-22 сентября 2011 года, Пермь)
Конференция «Мерлинские чтения» является одной из старейших в России мемориальных научных психологических конференций. Она проводится ежегодно с 1985 года. Ее другие особенности:
- Местом проведения неизменно является Пермский государственный педагогический университет, где В.С.Мерлин трудился с 1954 по 1982 гг.
- Конференция проводилась в разных форматах, в т.ч. в ранге международных, всесоюзных, а затем и всероссийских конференций.
- Конференция неоднократно поддерживалась Российским гуманитарным научным фондом (2005, 2008 и 2011 гг).
Мерлинские чтения в течение 26-ти лет дают возможность живого общения, обмена идеями, результатами научных исследований и практическим опытом ученым и практикам Российской Федерации.
Содержание и основные итоги проекта
20–22 сентября 2011 г. в Перми прошла Всероссийская научно-практическая конференция с участием зарубежных ученых, организованная Институтом психологии ПГПУ при финансовой поддержке РГНФ (проект 11-06-14032г). Цель конференции – обсуждение задач российской психологии в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Вместе с психологами Прикамья в работе конференции приняли участие ученые и практики из Москвы, Абакана, Армавира, Ярославля, Рязани, Ростова-на-Дон, Таганрога, Ижевска, Пятигорска, Краснодара, Самары, Смоленска, Уфы, Челябинска, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Омска и других городов Российской Федерации, а также гости из Нидерландов (г. Утрехт), ФРГ (г. Дрезден) и ближнего зарубежья (г. Минск).
Открыл пленарное заседание ректор ПГПУ А.К. Колесников. Он отметил роль психологической науки и Пермской научной школы В.С.Мерлина в 90-летней истории университета и современной образовательной практике.
Председатель оргкомитета Б.А.Вяткин во вступительном слове обосновал выбор тематики и место проведения конференции, которая призвана обсуждать актуальные вопросы психологической науки и практики в области образования.
В пленарном докладе С.К. Бондыревой (Москва) «Проблемы высшего профессионального образования» акцент был сделан на качестве подготовки специалистов высшей квалификации по психологии и педагогике. На конференции была организована встреча С.К. Бондыревой с аспирантами и научными руководителями, где обсуждались пути повышения качества диссертационных исследований.
И.В. Дубровина (Москва) в докладе «Задачи психологической службы на инновационном этапе развитии образования» поставила задачу привнесения в систему образования гуманитарного потенциала психологической культуры, без приоритета которой эта система не может быть эффективной.
В докладе «Психологические основы инноваций» Н.С.Глуханюк (Екатеринбург) поставила вопрос о роли психолога в производстве нововведений как самостоятельной сфере деятельности.
Л.Я. Дорфман (Пермь) в пленарном докладе подверг анализу соотношение нетождественных, дополнительных по отношению друг к другу понятий креативность и инновация.
В докладе «Психологическое сопровождение профессионального становления педагога нового типа в системе инновационного образования» А.В. Морозов (Москва) подчеркнул, что творчество и грамотный инновационный менеджмент в образовании могут реализовать свой потенциал лишь при доминанте общечеловеческих ценностей.
В.Ю. Хотинец (Ижевск) в докладе «Билингвальные образовательные программы в поликультурном образовании (на примере Урала и Поволжья)» сопоставила международные подходы с опытом внедрения результатов авторских исследований в этом направлении.
Завершил пленарное заседание докладА.А.Волочкова (Пермь), в котором предложен интегративный подход к диагностике учебной результативности, резко снижающий финансовые и временные затраты мониторинга качества реализации новых образовательных стандартов.
Далее работа была продолжена на 4-х секционных заседаниях: «Общепсихологические аспекты образовательных инноваций» (руководители В.Ю. Хотинец, Ижевск и М.Р. Щукин, Пермь); «Новые методы и технологии в психологии образования» (А.В.Морозов, Москва и А.А.Волочков, Пермь); «Психологическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях» (руководители Н.С.Глуханюк, Екатеринбург и Т.М.Хрусталева, Пермь);«Индивидуальность как объект психологических инноваций в образовательной среде» (Л.Я.Дорфман и Д.С.Корниенко, Пермь).
Одной из особенностей конференции стало проведение выездной секции «Проблемы и перспективы психологической службы образования» (руководители И.В.Дубровина, Москва; А.А.Волочков, Пермь). В психологическом центре г. Чусового, в 150-ти километрах от краевого центра, собрались свыше 100 руководителей и сотрудников психологических центров, а также педагоги-психологи Пермского края. Участники предложили от имени конференции обратиться в законодательные и исполнительные органы различных уровней с предложениями: 1) ввести в штатное расписание российских школ и дошкольных учреждений должность педагога-психолога как обязательную; 2) определить статус психологических центров и внести их в реестр образовательных учреждений; 3) создать единую систему координации деятельности психологической службы образования в РФ; 4) решить организационные и финансовые вопросы повышения квалификации педагогов-психологов.
Актуальные проблемы инновационной деятельности психологов образования обсуждались также на круглых столах: «Формирование и развитие креативности как основа профессионального становления педагога нового типа в системе инновационного образования» (ведущий – А.В. Морозов, Москва), «Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки и переподготовки учителей: Европа и Россия» (ведущие – К.Ван дер Вульф, Утрехт, Нидерланды и ректор ПГПУ А.К.Колесников, Пермь), «Проблема деятельности психологических служб в контексте прав ребенка» (ведущие Т.И. Марголина и П.В. Миков, Пермь).
Круглый стол с участием зарубежных коллег собрал настоящий аншлаг. Профессор Кейс ван дер Вульф (Нидерланды) поставил проблему отношения ученых и педагогов к знаниям друг друга Выступление гостя вызвало оживленную дискуссию и множество вопросов. Конференцию завершили выступления участников на итоговом пленарном заседании и презентация антологии «Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа». Каждый из гостей конференции получил эту книгу в подарок.
Сборник материалов конференции, изданный к началу ее проведения, можно найти в Интернете: http://pspu.ru/files/0000/1202/merlinsk.pdf
Информация о прошедшей конференции опубликована в ведущих научных журналах «списка ВАК РФ», в том числе: Вопросы психологии, Психология. Журнал университета Высшая школа экономики, Российский научный журнал, Психопедагогика в правоохранительных органах и др.
Вяткин Бронислав Александрович - профессор кафедры теоретической и прикладной психологии ПГПУ, доктор психологических наук, профессор, Председатель орг. комитета конференции, директор института психологии ПГПУ, член корр. РАО, кавалер медали ордена «За заслуги перед отечеством» II степени, медали «Ветеран труда», «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Основные публикации:
- Вяткин Б.А., Дорфман, Л.Я. Щукин. М.Р. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа; М – «Смысл», 2011.
- Сборники тезисов докладов или матер. конфер. Психологические инновации в образовании: материалы Всероссийской научной конференции XXVI Мерлинские чтения / науч. ред. Б.А. Вяткин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011, с. 105-107
- Вяткин Б.А. Научно-образовательная школа «Интегральной индивидуальности человека и психолого-педагогическое обеспечение ее развития в системе непрерывного образования» / Б.А. Вяткин // Образование и наука. – 2011. ‑ № 1 (80). – С. 129-142.
- Вяткин Б.А., Федотов А.В. Стиль биоэлектрической активности головного мозга и его отражение в ЭЭГ//Сибирский психологический журнал, 2007, № 26, Томск, - С. 22-26.
- Вяткин Б.А., Ротманова Н.В. Агрессивность и особенности ее проявления в связи с группой крови человека//Образование и наука, 2007, № 6 (48). – С. 67-76.
- Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в трудах В.С.Мерлина и их развитие//Мир психологии, 2007, № 3 (51). – С. 256-264.
- Вяткин Б.А., Беляев О.Б. Профессиональное самосознание офицера внутренних войск МВД России: понятие, структура, диагностика//Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009, № 4 (39). – С. 20-32.
- Вяткин Б.А., Беляев О.Б. Диагностика профессионального самосознания курсантов в процессе обучения в военном ВУЗе// Психопедагогика в правоохранительных органах, 2010, № 1 (40). – С. 28-31.
- Вяткин Б.А., Маркелов В.В. Пермские симпозиумы «Психический стресс в спорте»//Спортивный психолог, 2010, № 1 (19). – С. 91-98.
Тезисы докладов и материалы конференций:
- Вяткин Б.А. Опыт подготовки студентов – психологов к инновационной профессиональной деятельности/Б.А. Вяткин, Н.А. Кириллова// XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ г. Пермь, 20-22 сентября 2011 г./научн. ред. Б.А. Вяткин, ПГПУ – Пермь, 2011.- С.128-130.
- Вяткин Б.А. Особенности развития профессионального сознания офицера у курсантов военного ВУЗа/ О.Б. Беляев, Б.А. Вяткин//Социокультурная многомерность образовательной деятельности: материалы Всероссийской научной конференции, г. Пермь, 14-15 апреля 2011// Под общ. ред. д.пед.н., проф. Л.И. Лурье; ПГПУ – Пермь, 2011.-С.160-163.