- Вяткин Бронислав Александрович
доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии факультета психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь)
Конференция «Мерлинские чтения» является одной из старейших в России мемориальных научных психологических конференций. Она проводится ежегодно с 1985 года. Ее другие особенности:
- Местом проведения неизменно является Пермский государственный педагогический университет, где В.С.Мерлин трудился с 1954 по 1982 гг.
- Конференция проводилась в разных форматах, в т.ч. в ранге международных, всесоюзных, а затем и всероссийских конференций.
- Конференция неоднократно поддерживалась Российским гуманитарным научным фондом (2005, 2008 и 2011 гг).
Мерлинские чтения в течение 26-ти лет дают возможность живого общения, обмена идеями, результатами научных исследований и практическим опытом ученым и практикам Российской Федерации.
Содержание и основные итоги проекта
20–22 сентября 2011 г. в Перми прошла Всероссийская научно-практическая конференция с участием зарубежных ученых, организованная Институтом психологии ПГПУ при финансовой поддержке РГНФ (проект 11-06-14032г). Цель конференции – обсуждение задач российской психологии в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Вместе с психологами Прикамья в работе конференции приняли участие ученые и практики из Москвы, Абакана, Армавира, Ярославля, Рязани, Ростова-на-Дон, Таганрога, Ижевска, Пятигорска, Краснодара, Самары, Смоленска, Уфы, Челябинска, Екатеринбурга, Томска, Новосибирска, Омска и других городов Российской Федерации, а также гости из Нидерландов (г. Утрехт), ФРГ (г. Дрезден) и ближнего зарубежья (г. Минск).
Открыл пленарное заседание ректор ПГПУ А.К. Колесников. Он отметил роль психологической науки и Пермской научной школы В.С.Мерлина в 90-летней истории университета и современной образовательной практике.
Председатель оргкомитета Б.А.Вяткин во вступительном слове обосновал выбор тематики и место проведения конференции, которая призвана обсуждать актуальные вопросы психологической науки и практики в области образования.
В пленарном докладе С.К. Бондыревой (Москва) «Проблемы высшего профессионального образования» акцент был сделан на качестве подготовки специалистов высшей квалификации по психологии и педагогике. На конференции была организована встреча С.К. Бондыревой с аспирантами и научными руководителями, где обсуждались пути повышения качества диссертационных исследований.
И.В. Дубровина (Москва) в докладе «Задачи психологической службы на инновационном этапе развитии образования» поставила задачу привнесения в систему образования гуманитарного потенциала психологической культуры, без приоритета которой эта система не может быть эффективной.
В докладе «Психологические основы инноваций» Н.С.Глуханюк (Екатеринбург) поставила вопрос о роли психолога в производстве нововведений как самостоятельной сфере деятельности.
Л.Я. Дорфман (Пермь) в пленарном докладе подверг анализу соотношение нетождественных, дополнительных по отношению друг к другу понятий креативность и инновация.
В докладе «Психологическое сопровождение профессионального становления педагога нового типа в системе инновационного образования» А.В. Морозов (Москва) подчеркнул, что творчество и грамотный инновационный менеджмент в образовании могут реализовать свой потенциал лишь при доминанте общечеловеческих ценностей.
В.Ю. Хотинец (Ижевск) в докладе «Билингвальные образовательные программы в поликультурном образовании (на примере Урала и Поволжья)» сопоставила международные подходы с опытом внедрения результатов авторских исследований в этом направлении.
Завершил пленарное заседание докладА.А.Волочкова (Пермь), в котором предложен интегративный подход к диагностике учебной результативности, резко снижающий финансовые и временные затраты мониторинга качества реализации новых образовательных стандартов.
Далее работа была продолжена на 4-х секционных заседаниях: «Общепсихологические аспекты образовательных инноваций» (руководители В.Ю. Хотинец, Ижевск и М.Р. Щукин, Пермь); «Новые методы и технологии в психологии образования» (А.В.Морозов, Москва и А.А.Волочков, Пермь); «Психологическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях» (руководители Н.С.Глуханюк, Екатеринбург и Т.М.Хрусталева, Пермь);«Индивидуальность как объект психологических инноваций в образовательной среде» (Л.Я.Дорфман и Д.С.Корниенко, Пермь).
Одной из особенностей конференции стало проведение выездной секции «Проблемы и перспективы психологической службы образования» (руководители И.В.Дубровина, Москва; А.А.Волочков, Пермь). В психологическом центре г. Чусового, в 150-ти километрах от краевого центра, собрались свыше 100 руководителей и сотрудников психологических центров, а также педагоги-психологи Пермского края. Участники предложили от имени конференции обратиться в законодательные и исполнительные органы различных уровней с предложениями: 1) ввести в штатное расписание российских школ и дошкольных учреждений должность педагога-психолога как обязательную; 2) определить статус психологических центров и внести их в реестр образовательных учреждений; 3) создать единую систему координации деятельности психологической службы образования в РФ; 4) решить организационные и финансовые вопросы повышения квалификации педагогов-психологов.
Актуальные проблемы инновационной деятельности психологов образования обсуждались также на круглых столах: «Формирование и развитие креативности как основа профессионального становления педагога нового типа в системе инновационного образования» (ведущий – А.В. Морозов, Москва), «Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки и переподготовки учителей: Европа и Россия» (ведущие – К.Ван дер Вульф, Утрехт, Нидерланды и ректор ПГПУ А.К.Колесников, Пермь), «Проблема деятельности психологических служб в контексте прав ребенка» (ведущие Т.И. Марголина и П.В. Миков, Пермь).
Круглый стол с участием зарубежных коллег собрал настоящий аншлаг. Профессор Кейс ван дер Вульф (Нидерланды) поставил проблему отношения ученых и педагогов к знаниям друг друга Выступление гостя вызвало оживленную дискуссию и множество вопросов. Конференцию завершили выступления участников на итоговом пленарном заседании и презентация антологии «Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа». Каждый из гостей конференции получил эту книгу в подарок.
Сборник материалов конференции, изданный к началу ее проведения, можно найти в Интернете: http://pspu.ru/files/0000/1202/merlinsk.pdf
Информация о прошедшей конференции опубликована в ведущих научных журналах «списка ВАК РФ», в том числе: Вопросы психологии, Психология. Журнал университета Высшая школа экономики, Российский научный журнал, Психопедагогика в правоохранительных органах и др.