Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Социальная инклюзия и система психологической помощи: опыт разных стран» (методическое пособие)

Автор:

  • Волкова Татьяна Валерьевна

    Психолог (Москва, Россия); приглашенный специалист, менеджер международных проектов образовательной организации WFS Bildungs gUG (Берлин, Германия). Имеет многолетний опыт работы в российской системе науки и образования на различных должностях в области научных исследований, управления проектами, методологии, психологии, педагогики и международного сотрудничества (Москва)

Книга «Социальная инклюзия и система психологической помощи: опыт разных стран» посвящена актуальным вопросам развития общества и социальной инклюзии, равноправия и фундаментальных прав человека, проблемам реализации инклюзивного подхода в социально-психологических процессах и образовании на примерах разных стран. В книге, в частности, приведены подробные примеры совершенствования инклюзии и путей реализации инклюзивного подхода в социально-психологических процессах и явлениях в России, Германии и Мексики - стран с разным менталитетом, решающих при этом одинаковые задачи образования, социального развития и психологической помощи.

В книге описаны социально-психологическая работа с детьми и их семьями на основе инклюзивных принципов, а также опыт приобщения подрастающего поколения к инклюзивному мировоззрению. Большое внимание уделяется вопросу развития эмпатии у детей, роли эмоционального и социального интеллекта в формировании инклюзивных и толерантных принципов взаимодействия. 

Представлен уникальный российский опыт развития госпитальной педагогики в рамках междисциплинарного проекта по поддержке детей, находящихся на длительном лечении, в том числе тяжелобольных и умирающих. 

Поднимается тема смерти и горевания, рассказывается, как справиться со смертью ребенка взрослым и детям, потерявшим близких. Представлен опыт работы хосписов, применяющих творческие практики как один из способов помощи, обеспечения достойного качества жизни и максимально комфортного психоэмоционального состояния детей и взрослых. Приводятся психологические практики, способствующие поддержке умирающих детей, их семей и друзей. 

В книге представлен психолого-педагогический практикум для родителей и педагогов, включающий: 

  • рекомендации по поддержке детей в момент переживания ими потери близкого человека; 
  • приемы развития социального интеллекта в рамках семейного воспитания; 
  • тренинги по актуальным вопросам развития детей в контексте межличностного взаимодействия со сверстниками, социумом и выстраивания благоприятных детско-родительских отношений.

Книга адресована специалистам системы образования, педагогам-психологам, родителям, студентам профильных вузов.

За проект проголосовали 85 читателей
  • Книга написана ясно, четко, умно. Книга полезная.

  • Книга, возвышая ценность любого ребенка, показывает, что созидание своей жизни и жизни вокруг должно быть доступно для всех, в том числе для детей с различными диагнозами, с особыми образовательными потребностями, для детей находящихся на длительном лечении и при смерти. Это осуществимо благодаря рекомендациям автора тем, кто готов дать надежду и веру детям, что они являются полноправными членами общества. А их ровесникам полезно ощутить важность эмпатии и учиться принимать разнообразие мира.

  • Татьяна Волкова написала очень важную и полезную книгу в которой она затрагивает такую тему как инклюзия. Это сложная и тонкая тема, где играет множество факторов, которые очень сильно влияют на человека. Татьяна поднимает все эти вопросы и находит решения как помочь людям с особенностями социализироваться, нормализовать общение, а также как помочь людям попавшим в более тяжёлую ситуацию. Эта книга очень полезная и актуальная в наше время. Советую к прочтению.

  • Замечательная и своевременная публикация. Татьяна Волкова профессионал, тонко и грамотно разбирает тему инклюзии и сложных вопросов, связанных с потерей близкого, переживанием и принятием горя. Будет очень полезным и специалистам и простым читателям. От души рекомендую

  • Автор поднимает острые, насущные вопросы развития осознанности в обществе, рассматривая задачи социальной инклюзии и ее реализации в социуме и образовании. Затрагиваются вопросы психологической помощи, в том числе умирающим детям и их родным.

  • Книга предоставляет наглядные примеры развития социальной инклюзии и инклюзивного образования в России и за рубежом, также рассматриваются не простые, но важные, актуальные практики поддержки тяжелобольных и умирающий детей и их близких, проживающих состояние горя.

  • Тема социальной инклюзии актуальна для современного общества. Поднимаются вопросы успешной социализации детей с особенностями и нормотиписных их сверстников

  • Методическое пособие совмещает в себе богатейший опыт автора, в том числе и личный, с наработками инклюзивных практик разных стран, что в итоге дает возможность более разносторонне и вариативно оказывать психологическую помощь детям, что особенно важно в для специалистов в работе с детьми с особенностями.

  • Тема социальной инклюзии очень актуальна. Взгляд и опыт работы по этой проблеме в разных странах помогает лучше решать задачи, стоящие перед обществом. Большое спасибо автору за помощь родителям, столкнувшимся с вопросами утраты, переживания потери близкого человека в воспитании детей.

  • Я голосую за этот проект, потому что он предлагает ценный опыт других стран в области социальной инклюзии и инклюзивного подхода, что крайне важно для развития нашего общества. Уделяя внимание социально-психологической работе с детьми и их семьями, проект способствует созданию поддерживающей среды, в которой каждый ребенок, независимо от своих потребностей, может развиваться и чувствовать себя частью общества.

  • Считаю, что данный проект очень полезен в области научных исследований в современной психологии.

  • Интересная книга, раскрывающая не самые простые для нашего общества темы. Спасибо, Татьяна Валерьевна, за Ваш труд!

  • Как родителю мне важно гармоничное психическое развитие ребенка, в частности, эмоционального интеллекта, и в данной книге приведены наглядные технологии развития психоэмоциональной сферы ребенка, социального и эмоционального интеллекта. Считаю книгу очень нужной и полезной.

  • 1.В современном мире вопросы инклюзии и доступности психологической помощи становятся всё более важными. Книга может помочь понять, какие стратегии работают лучше всего. 2.Изучение опыта разных стран даёт возможность выявить эффективные практики, которые можно адаптировать в других обществах. 3. Книга может быть полезна специалистам (психологам, социальным работникам, преподавателям), а также активистам, занимающимся вопросами социальной интеграции.

  • Прекрасная книга с практикумом отношений в семье . Приемы развития социального интеллекта в рамках семейного воспитания просто вдохновляют. Хорошее методическое пособие и прекрасный опыт других стран дает возможность для анализа возможностей своей страны.

  • Книга представляет собой навигатор по животрепещущим вопросам понимания и развития инклюзии в современном обществе, ставя акцент не только на общепринятом понятии инклюзии как принятии людей с особенностями развития, а в целом на фундаментальных правах каждого члена общества, на создании достойных условий жизни для каждого человека, в том числе находящего и смертельном состоянии, но в достойных, действительно поддерживающих его и его родных условиях.

  • Уникальное, практико ориентированное пособие включает примеры разных стран, что позволяет читателям увидеть, как различные культуры и системы подходят к вопросам инклюзии и психологической помощи. Это важно и полезно для понимания того, какие методы работают лучше всего в разных социокультурных контекстах.

  • Актуальное методическое пособие, которое охватывает широкий спектр тем, связанных с интеграцией людей с особыми потребностями в общество и предоставляет ценные рекомендации для специалистов в области психологии, социальной работы и образования.

  • Для меня как для практика важна практическая направленность издания, наличие психолого-педагогического практикума, который включает рекомендации по развитию социальных навыков, поддержанию эмоционального благополучия и улучшению взаимоотношений внутри семьи. В книге поднимаются крайне острые проблемы и на примерах показано, как они решаются.

  • Книга рассматривает непростые темы развития социальной инклюзии в обществе, формирования эмпатии, реализации психологической поддержки детей и взрослых в такой критической ситуации как смерть и подготовка ребенка к уходу из жизни, помощь семье, переживающей утрату близкого человека.

  • Татьяна Валерьевна, благодарю за Ваш труд, очень нужная в моей работе Ваша книга. Вы делитесь опытом, который изучен в разных странах. Это очень интересно! Ведь инклюзия прочно вошла в наше образование, и другие области нашей жизни.

  • В книге представлен действительно практико-ориентированный материал, который может предметно помочь и педагогам, и родителям как в повседневном общении с детьми, так и в кризисных ситуациях, помочь в выстраивании детско-родительских отношений.

  • Использовала наработки, указанные в книге, в своей работе.

  • Спасибо Вам за Ваш труд! Очень полезно

  • В книге содержится много важной и полезной информации о социальной инклюзии. Представлен опыт разных стран, что расширяет представления об этом процессе.

  • Книга очень многогранная, полезная и необходимая информация. Спасибо автору за помощью и возможность с разных сторон подойти к работе с детьми, с непростыми индивидуальные особенностями. Благодарю за книгу и считаю, автор книги достойна победы.

  • Актуальная книга.

  • Я считаю, что эта книга необходима, для людей, которые пережили потерю близких. Конкретно мне это очень знакомо, так как потеряла маму в юном возрасте, в 14 лет. Остался один отец, в семье нас было трое. Забота о младших братьях и работа по дому и хозяйству легла на мои юные плечи. Книга поможет многим пережить тяжёлое испытание.

  • Книга заслуживает особого внимания, так как затронута тема, которая актуальна для многих семей. Зачастую люди сталкиваются со смертью, но как справиться с потерей, не знают. Потеря близкого человека тяжело пережить в любом возрасте, это оставляет травму на всю жизнь. Для меня данная информация в книге является невероятно ценной, так как эта информация способна помочь миллионам людей во всём мире, принять и пережить огромное горе.

  • Мне, как педагогу, очень знакомы переживания детей и важны рекомендации по поддержке детей в момент переживания ими потери близкого человека. А описание тренингов-это путевой лист для коллег, студентов. Очень достойная книга не только для специалистов, но также для родителей. Да, ещё и в контексте международного сотрудничества. Благодарю автора за профессиональные знания!

  • Очень нужная и важная книга. В ней поднимается актуальная тема инклюзии.

  • Нужная книга, общество несовершенно, оно создаёт барьер, данный автор его разрушает. Рекомендую к изучению.

  • Тема инклюзивной психологии в нашем обществе крайне важна, методы внедрения обществв на адекватное восприятие и взаимодействие совершенно необходимо.

  • Автором в книге поднимаются не простые, но животрепещущие темы, в том числе тема смерти, проживания горя детьми и взрослыми, даются практические техники преодоления кризисного состояния.

  • Текст для голоса - отзыва: Книга рассматривает актуальные вопросы развития современного общества с учетом соблюдения принципов инклюзивности и толерантности с опорой на отечественный и зарубежный опыт. Также автор поднимает не простую, но важную тему поддержки умирающих детей, их семей и друзей, предлагая эффективные психотерапевтические практики.

  • Книга является важным методическим пособием, которое освещает вопросы инклюзии и психосоциальной поддержки. Она предлагает международные примеры, что позволяет увидеть различные подходы к инклюзии. Практические рекомендации полезны для специалистов в области психологии и социальной работы. Актуальность темы и акцент на индивидуальных потребностях делают её ценным ресурсом для студентов и практиков, способствуя развитию инклюзивного подхода в обществе.

  • В мире остро стоит вопрос инклюзии, в контексте развивающегося общества, осознанности, толерантности, в контексте новых возможностей для общества – всё это раскрывает книга. Автор предстает как невероятно глубокий, внимательный человек, радеющий за нуждающихся в общественном внимании. Глобализация темы через опыт разных стран - выводит читателя на новый уровень мышления, новый уровень эмпатии. Книга расширяет представление о мире, о том, что можем сделать для развития современного общества.

  • В современном мире крайне важно воспитывать в детях толерантность, милосердие, любовь к людям. В этой книге собран практический опыт реализации таких методик, показано, как работать с детьми в сложных ситуациях.

  • Как театральный педагог, занимающийся с детьми, хочу подчеркнуть важность поднятой в книге темы развития социального интеллекта и психоэмоциональной сферы детей посредством театрализации, что помогает детям лучше понимать себя и окружающий мир, быть толерантными и инклюзивными, уметь принимать культурное разнообразие мира.

  • Огромный аналитический опыт, представленный в книге, чрезвычайно актуален в настоящее время, когда патологии здоровья детей столь значительны и многочисленны. Представленные практики и обобщения достойны примера, для внедрения в различных социальных сообществах, вне зависимости от идеологических и государственных устройст, полезны, профессиональны и интересны по своей сути.

  • Книга представляет собой важный и актуальный труд, который затрагивает ключевые аспекты социальной инклюзии и психологической поддержки в различных культурных и социальных контекстах. Автор проделал огромную работу, собрав и систематизировав опыт разных стран, что делает эту книгу ценным, практико ориентированным ресурсом для специалистов в области психологии, социальной работы и образования.

  • Очень сильная книга. В связи со сложившимися жизненными обстоятельствами интересовала психологическая помощь в случаях смерти близких людей.

  • Крайне важная, полезная и нужная(!!) книга для нашего общества! Автор очень хорошо преподносит материал! Раскрывается значимость социальной инклюзии и психологической помощи детям и взрослым, тем более по таким темам как смерть и проживание горя. По моему мнению очень важно, что в книге представлен именно МЕЖДУНАРОДНЫЙ опыт, как российский, так и зарубежный. Важно знакомиться с различными вариантами решений проблем! Это поистине уникальный материал!

  • Автор мастерски сочетает теорию и практику, предлагая примеры из различных культур. Это действительно помогает понять, как инклюзия может работать в реальной жизни. В книге акцентируется внимание на значимости эмпатии и социального интеллекта, что делает материал особенно актуальным для педагогов, стремящихся воспитать толерантное и чуткое поколение. Практические рекомендации и тренинги вдохновляют на действия и дают надежду на то, что мы можем сделать мир лучше для уязвимых групп населения.

  • Представленный материал отличается высоким качеством и значительной практической ценностью, что позволяет охарактеризовать его как весьма полезный ресурс. С позиции преподавателя высшего учебного заведения, следует особо отметить существенный потенциал данной работы в контексте образовательного процесса и формирования ценностных ориентаций у аудитории. Автор демонстрирует, посредством конкретных и наглядных примеров, эффективные стратегии воспитания эмпатии у детей с самого раннего возраста.

  • Полезное и доступное руководство, которое помогает лучше понимать ребенка и выстраивать гармоничные отношения в семье. Книга предлагает практические советы и упражнения, которые легко применить в жизни. Рекомендую всем родителям!

  • Для меня, каа для учителя иностранных языков, очень полезно охнакомиться с таким опытои. За рубежом тема инклюзии давно освещается и есть много наработок. У нас с годами стало все больше детей обучаться в рамках программ инклюзии, так что я обязательно использую показанный и наработанный самим автором богатый опыт.

  • Татьяна Валерьвна имеет богатый многолетний опыт в вопросах развития социальной инклюзии, который архиважен в организации социально-психологической практики поддержи умирающих дете ,их родителей,семей и друзей.Уверена,что книга найдет достойный отклик у специалистов системы образования, студентов профильных вузов.

  • Тораж Натали -
    16.03.2025 в 14:12:32

    Книга Т. В. Волковой является уникальным пособием не только для специалистов в данной области, но и для родителей, детей и подростков. На опыте разных стран автор наглядно показывает, насколько актуальна тема социальной инклюзии и психологической помощи в целом, и даёт ценные методические и практические рекомендации. Т. В. Волкова прекрасный специалист, имеющий многолетний бесценный опыт работы в сфере инклюзии, который она передаёт широкому кругу читателей. Эта книга достойна стать книгой года.

  • Кладезь информации о социальной инклюзии и психологической помощи. Книга раскрывает не только российский опыт , но и опыт зарубежных стран при этом не только описывая те или иные практики ,но и показывает общие точки опоры в такой непростой теме и в таких разных по менталитету странах.

  • Данная работа поможет популяризации проблемы социальной инклюзии, остро стоящей в наши дни. Также проект описывает разные варианты практики включения индивида в сообщество

  • Хенчель Томас -
    15.03.2025 в 22:55:40

    Книга дает глубокий анализ социальной инклюзии и психологической помощи, основанный на опыте разных стран. Материал полезен и важен с точки зрения ознакомления с практическим международным опытом в подходах к реализации инклюзии и психологической поддержки детей и взрослых с учетом актуальных задач, стоящих перед современным обществом.

  • Крайне нужная и востребованая книга, которая станет незаменимым помощником при работе с детьми. Специалисты системы образования, педагоги-психологи, родители, которые стремятся лучше понимать своих детей, получили отличный практический инструмент, созданный на основе уникального фактического материала.

  • Ценность данной книги, на мой взгляд, заключается в отражении обширного и разнообразного опыта специалистов разных стран и противоположных менталитетов, решающих кросскультурный вопрос инклюзии и психологической помощи по разным направлениям, в том числе по сопровождению детей, переживающих тяжелые заболевания, готовящихся к смерти. Автор книги продвигает читателей к профессиональному и эффективному способу решения задач инклюзии, мотивируя успешными результатами коллег из разных стран.

  • Татьяна Валерьевна лучший специалист своей области

  • Мои студенты с большим интересом познакомились с книгой, а коллеги, которые были участниками семинаров Т.В.Волковой в Праге, высоко оценили практическую значимость этого международного исследования . С огромным удовольствием голосую за эту книгу! Анна Евсина, председатель правления Международного культурного института "Ключ", Прага

  • В методическом пособии Татьяны Волковой представлено несколько особенностей внедрения и различий между странами в том, как понимать и применять социальную инклюзию. Становится также очевидным, что во всех странах существует разрыв между формулировками и реализацией социальной инклюзии. Опыт разных стран в области социальной инклюзии и психологической помощи позволяет изучать лучшие практики и адаптировать их к местным условиям, улучшая качество жизни семей.

  • Книга написана на актуальную тему. Уникальным является описание российского опыта госпитальной педагогики, практикам особенно интересен психолого-педагогический практикум для родителей и педагогов, содержащий рекомендации по поддержке детей, развитию социального интеллекта и построению гармоничных детско-родительских отношений. Книга затрагивает сложные темы при этом написано доступно, грамотно.

  • Великолепно изучена тема, очень понятно изложено, были описаны новые аспекты, о которых я с удовольствием задумалась

  • Книга Татьяны Волковой - замечательная книга, талантливо написанная увлечённым специалистом в своем деле, настоящим педагогом и психологом, человеком, беззаветно любящим свое дело и посвятившим ему всю свою жизнь. Тема книги исключительно важная, поэтому о ней должны узнать и ее должны прочесть как можно больше людей.

  • Благодарю Татьяну Валерьевну за точное исследование социальной инклюзии. Замечательно, что проведены исследования разных стран. Проделана огромная, профессиональная работа!

  • Эта книга уникальна, редко кто честно и открыто пишет и тем более самостоятельно разрабатывает практический инструмент, позволяющий поддержать умирающих детей. В обществе тема смерти табуирована, а Татьяна Валерьевна ломая привычные установки, позволила воспитателям, педагогам , родителям восполнить этот пробел в знаниях.

  • Представлен уникальный опыт разных стран в междисциплинарном подходе. Представлено актуальное направление и опыт социальной инклюзии.

  • Татьяна - блестящий психолог. Много лет занимается темой социальной инклюзии. Многолетний практик.

  • В книге раскрыта невероятно актуальная и, так сказать, животрепещущая тема социальной инклюзии. Особенно касательно детей и подростков. Очень хотелось бы, чтобы эта уникальная книга стала настольной для каждого педагога в нашей стране!

  • Книга написана на основе внушительного личного опыта автора в изучении проблемы развития инклюзивного общества. Собственный опыт работы в разных странах, возможность сравнивать, перенимать различные практики реализации инклюзивного подхода, дал Татьяне Валерьевне право рассуждать на сложную тему, делиться знаниями, вовлекать читателей в непростую тему психологической помощи и поддержки детям, родителям, семьям. Деликатная подача материала делает проблему близкой и не оставляет равнодушным.

  • Необходимая и своевременная работа исследователя, много лет работающего в сфере инклюзии, изучившего опыт стран с разным менталитетом, но схожими задачами в области инклюзивного образования и психологической помощи. Представленная практика психологической поддержки и помощи взрослым и детям, потерявшим близких или находящихся на длительном лечении, безусловно, уникальна.

  • Безумно интересно сравнение опыта разных стран, разных культур. Примеры дают очень наглядное представление. Спасибо за проделанную работу ?

  • Представляя читателю примеры разных стран, книга является практикоориентированным навигатором по вариантам решения насущных задач в области психологической помощи и развития инклюзивности в обществе и в образовании. В книге дан практический инструментарий оказания психологической помощи детям и взрослым, находящимся в состоянии горя.

  • Учитывая рост количества детей, которые не посещают дошкольные обрзовательеые организации по причинам длительного лечения, очень важная и своевресенная работа для использования в практической деятельности педагогов, психолооов, социальных пеадагогов и актуальная для родителей.

  • Книга является важным научно - практическим ориентиром как для специалистов сферы психологии и образования, так и для родительской общественности. Весьма актуальны рассматриваемые вопросы и примеры их решений в области развития социального и эмоционального интеллекта, формирования у детей инклюзивного, толерантного мировоззрения, особенно в современном, часто перегруженном токсичной информацией, мире.

  • Психологи - мы такие. Собираем с миру по нитке, отбираем, анализируем, применяем, проверяем, работает ли, потом снова учимся, думаем, узнаем новое, применяем и т.д. Процесс познания может быть бесконечным, при этом не совсем эффективным. Поэтому и нужны компетенции таких специалистов, как Татьяна Валерьевна. Она собрала опыт разных стран! Причем делала это "вживую", проверяла собственным трудом работающие практики по сложнейшей проблеме социальной инклюзии. Работа достойна победы.

  • Книга произвела сильное впечатление. Чувствуется, что автор проделала огромную работу, чтобы собрать и систематизировать информацию из разных уголков мира.

  • Я работаю в инклюзивной среде и каждую неделю взаимодействую с людьми с ограничениями и очень интересный опыт был описан в книге

  • Не первый раз я нахожу для себя ответы на вопросы в книге Татьяны Волковой. Это уникальный автор, с нетривиальным стилем изложения мысли, конкретизацией очень важных моментов (помимо того, что автор дает рекомендации по поведению в трудных ситуациях, автор отмечает важность состояния каждого участника ситуации, что на мой взгляд является очень важным моментом). Это лишь один пример. Чувствуется многолетний опыт автора, которым она щедро делится на страницах своей работы.

  • Замечательное пособие.

  • Я знакома со всеми проектами, книгами Татьяны Волковой. Они оказывают огромную помощь в практической работе с детьми.

  • 5555555555

  • Данное методическое пособие очень актуально и востребованно специалистами, работающими с детьми с разными образовательными потребностями.

  • Очень интересная и познавательная книга. Огромное спасибо автору.

  • Проект имеет социально полезную направленность, передача опыта разных стран привлекает своей неповторимостью и актуальностью

  • Считаю темы развития эмпатии у детей, а также роли эмоционального и социального интеллекта в формировании инклюзивных и толерантных принципов взаимодействия сейчас особенно важными и актуальными.

  • Книга дает практические рекомендации по работе в условиях инклюзит

  • Очень важная и нужная работа от прекрасного исследователя и практика в сфере инклюзии. Опыт разных стран важно изучать, чтобы не повторять ошибок.

  • Очень актуальная тема. Учет опыта разных стран с разной историей отношения к детям с ОВЗ и интересными творческими идеями , как адаптировать этих детей к жизни в обществе - очень полезны ресурс для решения этого вопроса.

  • В наше время, когда конфликты обостряются и агрессия кажется нормой, тема социальной инклюзии, да ещё рассмотренная на материале разных культур, возвращает к смыслам психологической работы.

Последний день голосования – 30 марта

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе