- Ильина Наталья Леонидовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, СПбГУ (Санкт-Петербург)
Организация: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии
Аббревиатура «СМЭР» — это обозначение применяемого в когнитивно-поведенческой психотерапии протокола самонаблюдения и расшифровывается как «Ситуация-Мысли-Эмоции-Реакции». В работе рассматривается двухлетний опыт применения авторской развивающей настольной игры для работы со спортсменами по преодолению ими иррациональных установок, сформированных в процессе занятий спортом. Игра основана на принципах когнитивно-поведенческой терапии, научает спортсмена замечать процесс формирования у него определенного отношения к ситуации, обучает замечать свои автоматические мысли по поводу стандартных спортивных ситуаций, и находить альтернативные.
Длительный опыт работы со спортсменами разных видов спорта и разного возраста позволил сделать вывод о том, что спортивная среда способствует формированию у спортсменов различных иррациональных установок, которые приводят к чрезмерной тревожности, или спортивным страхам, мешают сосредоточится на главных целях и пр.
В когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) клиенту предлагается познакомиться с механизмом формирования отношения к ситуации, чтобы этот процесс стал видимым. С этой целью клиенты КПТ ведут дневник самонаблюдения, одним из разновидностей которого является протокол СМЭР (ситуация-мысли-эмоции-реакции), представляющий из себя таблицу с колонками, в которые записывается произошедшая ситуация, разложенная на перечисленные составляющие
В практике работы со спортсменами такой протокол тоже используется. Но в процессе многолетней работы было замечено, что спортсменам от 8 до 35 лет, а также спортивным тренерам, сложно даётся регулярное заполнение протоколов самонаблюдения (СМЭР). Им становится понятен принцип и возникает иллюзия, что я могу теперь аналогичный процесс выполнять в уме, не записывая результаты своей мыслительной деятельности.
Понимая эффективность данного инструмента, встал вопрос, как стимулировать и оптимизировать работу над осознанностью в формировании отношения к различным ситуациям, сформировать гибкость мышления, для преодоления иррациональных установок. В результате решения поставленной задачи был найден новый инструмент – развивающая игра «СМЭР».
В работе описан дизайн игры, правила и эффекты от её применения. Приводятся примеры стимульного материала для использования в практике. Игра апробирована на спортсменах, обращавшихся за психологической помощью в Медицинский центр СКА, г. Санкт-Петербург, в работе со спортсменами академии «Спартак» по футболу им. Ф.Ф. Черенкова, г. Москва. В статье приводятся результаты проверки эффективности игры в психолого-педагогическом эксперименте, результаты которого контролировались с помощью методики «Оценка ментальных навыков спортсмена» (OMSAT).