Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психодиагностическая и коррекционная игра "СМЭР"» (инструмент формирования ментальных навыков у спортсменов)

Автор:

  • Ильина Наталья Леонидовна

    доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, СПбГУ (Санкт-Петербург)

Организация: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии

Аббревиатура «СМЭР» — это обозначение применяемого в когнитивно-поведенческой психотерапии протокола самонаблюдения и расшифровывается как «Ситуация-Мысли-Эмоции-Реакции». В работе рассматривается двухлетний опыт применения авторской развивающей настольной игры для работы со спортсменами по преодолению ими иррациональных установок, сформированных в процессе занятий спортом. Игра основана на принципах когнитивно-поведенческой терапии, научает спортсмена замечать процесс формирования у него определенного отношения к ситуации, обучает замечать свои автоматические мысли по поводу стандартных спортивных ситуаций, и находить альтернативные. 

Длительный опыт работы со спортсменами разных видов спорта и разного возраста позволил сделать вывод о том, что спортивная среда способствует формированию у спортсменов различных иррациональных установок, которые приводят к чрезмерной тревожности, или спортивным страхам, мешают сосредоточится на главных целях и пр.

В когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) клиенту предлагается познакомиться с механизмом формирования отношения к ситуации, чтобы этот процесс стал видимым. С этой целью клиенты КПТ ведут дневник самонаблюдения, одним из разновидностей которого является протокол СМЭР (ситуация-мысли-эмоции-реакции), представляющий из себя таблицу с колонками, в которые записывается произошедшая ситуация, разложенная на перечисленные составляющие

В практике работы со спортсменами такой протокол тоже используется. Но в процессе многолетней работы было замечено, что спортсменам от 8 до 35 лет, а также спортивным тренерам, сложно даётся регулярное заполнение протоколов самонаблюдения (СМЭР). Им становится понятен принцип и возникает иллюзия, что я могу теперь аналогичный процесс выполнять в уме, не записывая результаты своей мыслительной деятельности.

Понимая эффективность данного инструмента, встал вопрос, как стимулировать и оптимизировать работу над осознанностью в формировании отношения к различным ситуациям, сформировать гибкость мышления, для преодоления иррациональных установок. В результате решения поставленной задачи был найден новый инструмент – развивающая игра «СМЭР».

В работе описан дизайн игры, правила и эффекты от её применения. Приводятся примеры стимульного материала для использования в практике. Игра апробирована на спортсменах, обращавшихся за психологической помощью в Медицинский центр СКА, г. Санкт-Петербург, в работе со спортсменами академии «Спартак» по футболу им. Ф.Ф. Черенкова, г. Москва. В статье приводятся результаты проверки эффективности игры в психолого-педагогическом эксперименте, результаты которого контролировались с помощью методики «Оценка ментальных навыков спортсмена» (OMSAT).

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

За проект проголосовали 57 читателей
  • Поддерживают данный Проект как хороший инструмент для практической работы психолога в спортивных командах

  • Замечательная игровая методика для психологической работы со спортсменами любого возраста!!!

  • Хороший инструмент для работы со спортсменами.

  • Очень полезный практический инструмент для работы со спортсменами

  • спасибо за эффективный инструмент

  • Отличный инструмент для работы со спортсменами!

  • Эффективная методика

  • Отличный проект

  • Протокол смэр многофункционален, может научить многим важным вещам. Понравилась идея его применения таким образом

  • Отдаю свой голос за этот проект, так как считаю, что спортивной психологии очень нужен инструментарий всегда, а здесь ещё и такой удачный!

  • Простой в использовании и эффективный инструмент!

  • Ленка для осознаваемая и понимания

  • Отличный инструмент, который хорошо работает с детьми

  • Очень интересная,нужная, полезная для спортсменов получилась игра. С удовольствием, спортсмены начали применять в своей практике

  • Отличный инструмент для спортивного психолога

  • Благодарю коллегу, Наталью Леонидовну, за удобный и эффективный практический материал. Часто использую его на выездных тренингах с гимнастками, хоккеистами, каратистами при работе с мыслями. игра помогает отследить их, понять их ход и поменять для желаемого результата. Добавила данную технику в "Дневник спортсмена".

  • У данного кандидата затронута довольно важная тема в подготовке спортсменов

  • Уважаю автора. Разработанную методику считаю полезной.

  • Интересная разработка, интеграция КПТ и игропрактики

  • Я спортивный психолог и считаю эту игру ценной разработкой для развития ментальных навыков спортсменов

  • Интересный инструмент. Подробное описание. «СМЭР» может применяться для решения разных задач психологической подготовки спортсмена.

  • Системный и игровой подход к диагностике

  • Здорово, когда коллеги развивают нашу любимую сферу - спортивную психологию. Будем играть со спортсменами!

  • Актуальный и полезный инструмент в работе со спортсменами разных видов спорта.

  • Настоящая работа - весьма полезный материал для профессионалов как в области психологии, так и в области спорта. Его основное достоинство - гармония теории и опыта практического применения. С благодарностью от тренера к автору работы.

  • Хороший практический инструмент для сопровождения спортсменов

  • Хороший человек, познавательная игра!

  • Актуальный интересный инструмент от высококвалифицированного специалиста

  • Прекрасная методика работы с поведением спортсмена. Доступно и понятно, как появляются реакции и что мы можем в них изменить. Как развить осознанность.

  • Интересный полезный инструмент в работе во спортсменами.

  • Очень профессионально

  • Грамотно обосновано, имеется большой потенциал в использовании

  • Игра очень полезна, особенно для юных спортсменов. Довольно сложный в таком возрасте процесс самоанализа с помощью игры облегчается и структурируется.

  • С этой замечательной психотехнологией мы познакомились на мастер-классе! Рекомендую для использования спортсменами и тренерами!

  • Данный инструмент психолога кажется мне наиболее достойным награды!

  • Разработанная игра Натальей Леонидовной позволяет спортсменам различных видов спорта отследить формируемое отношение к той или иной ситуации, что является важным компонентом учебно-тренировочного процесса.

  • Любимый преподаватель??

  • Мне кажется, что это один из самых полезных проектов

  • Методика СМЭР хорошо показывает себя в решении психологических проблем возникающих в спорте. Ее адаптация в более понятную и интересную форму поможет большему числу спортсментв показывать желаемые результаты.

  • Лучший спортивный психолог

  • Учитывая, что игра уже была успешно апробирована в двух крупных спортивных организациях, она имеет большой потенциал для масштабирования и внедрения в других спортивных клубах и академиях. А также использование игровых методов в спортивной психологии — это современный и инновационный подход, который может сделать процесс психологической подготовки более увлекательным и эффективным для спортсменов.

  • Интересный инструмент для практической работы. Применяла в своей практике, осталась довольна результатом.

  • Эта игра «СМЭР» м.б. использована для подготовки спортсменов, для их психологической подготовки. Основная цель спортсменов - победа. Во время игры они научатся управлять своими эмоциями.

  • Прекрасный специалист и полезная для общества работа!

  • Важная новация для восстановления и улучшения психологического состояния спортсменов

  • Актуальнось, научная обоснованность, эффективность

  • Глубокая и очень важная игра для спортсменов. Очень нужная в практике спортивного психолога

  • Многие методики со спортсменами трудно реализуемы. Проблема этого поднята в работе. В работе представлено решение, которое поможет применять эффективное средство и продуктивно вводить его в практику.

  • Постоянно слежу за всеми работами Натальи Леонидовны, считаю ее лучшим спортивным психологом. Так как сама очень тесно работаю со спортсменами, как преподаватель в том числе, часто использую материалы Натальи Леонидовны в своей работе.

  • Это очень интересная техника, поэтому хотелось бы, чтобы она нашла широкую сферу применения - особенно в сфере спорта. Уметь управлять своими мыслями и эмоциями в критических ситуациях, 50% успеха!

  • Сильный проект для спортивных психологов

  • Очень актуальная тема. Постоянно сталкиваюсь со сложностями работы с установками спортсменов, тренеров, родителей. Здорово, что можно подойти к этой теме и вот таким интересным образом.

  • Игра отлично зарекомендовала себя на практике в работе с различными запросами спортсменов и неспортсменов любого возраста. Оригинальный подход к протоколу СМЭР позволяет гораздо эффективнее демонстрировать клиенту когнитивно-поведенческие стратегии в работе с его запросами. Большая признательность и уважение автору!

  • Наталья Леонидовна прекрасный специалист, её инструменты работы со спортсменами понятны, интересны и эффективны.

  • Очень нравится КПТ и придумать СМЭР в игровом варианте , считаю это интересным предложением! Детям будет проще понимать цепь когнитивной модели, да и в целом людям из спорта это может быть интереснее, чем вести дневник

  • Инструмент базируется на фундаментальных разработка КПТ, которая признана во всем мире, также легкий формат игры позволяет использовать ее со спортсменами разного возраста

  • Хороший инструмент для тренировки гибкости мышления, возможности смотреть на ситуацию с разных сторон.

Последний день голосования – 30 марта

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе