Введение
В качестве основного направления разработки данной программы была поставлена задача поиска практических методов и приемов повышения коммуникативной компетентности педагогов дошкольного учреждения. В ходе теоретического обоснования темы программы было выявлено, что проблема эффективности общения педагогов с участниками образовательного процесса обширна и многопланова, при этом диалог педагога с родителями является наиболее проблемной зоной реализации данных коммуникативных умений. Именно поэтому нами определены, следующие цели и задачи программы.
Цель программы: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов дошкольных учреждений в общении с родителями путем овладения методом ведения «Доверительной беседы».
Задачи программы:
-
расширение системы знаний педагогов о методах эффективного общения в системе « взрослый-взрослый»;
-
формирование на основе, полученных знаний умения ориентироваться в сложных ситуациях, возникающих в процессе общения;
-
формирование способности понимать и уметь регулировать собственные эмоциональные состояния;
-
формирование умения отслеживать и чутко реагировать на изменения эмоционального состояния партнеров по общению;
-
развитие способности к рефлексии собственной (субъектной) позиции педагога в процессе общения:
-
умение самостоятельно ставить цели общения,
-
умение выбирать средства для достижения поставленных целей,
-
способность к последовательной реализации, поставленных целей, в процессе общения,
-
умение анализировать результаты процесса общения.
Запросы педагогов дошкольного учреждения, адресованные мне как психологу данного учреждения, а также личное участие в авторском тренинге для психологов доцента кафедры психологии и педагогики образования Ольги Аркадьевны Шаграевой, подсказали идею создания программы помощи педагогам в работе с родителями. В 2008 году при поддержке и активном участии Ольги Аркадьевны Шаграевой мною была начата работа с теоретическим материалом, в ходе которой я познакомилась с замечательными книгами Питерских психологов Е.К. Лютовой-Робертс и Г.Б. Мониной. В дальнейшем, принципы гуманного общения, усвоенные мною в тренинге О.А. Шаграевой, а так же метод ведения «Доверительной беседы», заимствованный из книг Е.К. Лютовой-Роберт, послужили основой реализации ключевой идеи программы.
Краткое описание программы «ДИАЛОГ»
Программа состоит из 18 семинаров-практикумов. Семинары проводятся среди педагогов дошкольного учреждения два раза в месяц в период с октября по май, оптимальное время проведения с 13 ч.15 мин. до 14 ч. 45 мин. (время детского послеобеденного сна). Оптимальное число участников программы от 8 до 16 человек.
Все семинары-практикумы рассчитаны на 2 акад./ часа (90 мин.) без перерыва и имеют единый принцип построения:
-
обратная связь, обсуждение домашнего задания (15 мин).
-
теория (новый материал) (30 мин).
-
выполнение упражнений, обсуждение (30 мин).
-
домашнее задание (5 мин).
-
релаксационное упражнение (10 мин)
Содержание программы
Введение.
1. Знакомство с программой (контрольное тестирование). Упражнение «Родитель, ребенок, педагог».
I блок задач. Подготовка к беседе.
2. Особенности восприятия другого человека (оценочное и безоценочное восприятие). Упражнение «Портрет».
3. Особенности восприятия ситуации (использование «Базовых прессупозиций»). Упражнение «Смешная история».
II блок задач. Построение доверительных отношений. Раскрытие содержания проблемной ситуации.
4. Общение. Невербальные средства общения (приемы эмпатийного общения). Упражнения «Пойми меня», «В чем отличие?».
5. Вербальные средства общения (приемы подстройки по каналам доступа информации). Упражнение «Приятное воспоминание».
6. Ошибки «Языка описания» (прием «Мета-модели»). Упражнение «Раскрой обобщение».
7. Приемы активного слушания (прием использования «Я-сообщения»). Упражнение «Вербализация чувств».
III блок задач. Поиск нового видения проблемной ситуации.
8. Новый взгляд (приемы «Метафора» и «Рефрейминг»). Упражнение «Метафора», «Рефрейминг».
IV блок задач. Обратная связь.
9. Обратная связь и экологическая проверка (экологическая проверка). Упражнение «Беседа».
IV блок задач. Рефлексия.
10. Рефлексия деятельности (примы «Т.О.Т.Е.» и «Спецификация цели»). Упражнение «Цели и средства».
11. Самоисследование и самоанализ (чувства, эмоции и переживания). Упражнение « Страна чувств».
Заключение. Подведение итогов работы.
12. Подведение итогов (итоговое тестирование). Упражнение «Мемуары великого педагога».
Основные требования к ведению программы. Согласно цели программы, в ходе ее реализации должна быть решена ключевая задача повышения уровня успешности педагогов в общении с родителями, поэтому в основе своей она ориентирована на активное общение участников, где от мастерства ведущего, от его умения поддержать конструктивный диалог и полилог зависит эффективность ее реализации.
Основной особенностью данной программы является ее практическая ориентированность, поэтому она содержит большое количество упражнений, которые выполняются небольшими группами участников. Так как группы должны формироваться на добровольной основе, в обязательную функцию ведущего входит соблюдение правила смены их участников.
Предполагаемые результаты реализации программы
-
Повышение мотивации педагогов к общению с родителями и другими участниками образовательного процесса;
-
Развитие интереса педагогов к современному психологическому знанию;
-
Знакомство педагогов с практическими методами и приемами эффективного общения;
-
Формирование субъектной позиции педагога путем развития способности к самоанализу и рефлексии собственной педагогической деятельности.
Список литературы
-
Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь – М., 2011.
-
Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. – М., 2005.
-
Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир – СПб., 2009.
-
Клюева Н.В., Батракова С.Н. Педагогическая психология. – М.,2006.
-
Кондратьев М.Б. Социальная психология: словарь — М., 2005.
-
Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия – СПб, 2007.
-
Лютова- Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта. – СПб., 2007.
-
Митина Л.М. Психологу об учителе – М., 2010.
-
Михайлова Е.С. Социальный интеллект – СПб., 2007.
-
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб, 2010.
-
Обухова. Л.Ф., Юдина Е.Г. Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей. – М., 2007.
-
Панфилова А.П. Тренинг психологического общения – М., 2008.
-
Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг – М., 2007.
-
Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. – М., 2002.