- Шурупова Полина Андреевна
педагог по развитию эмоционального интеллекта, стилист, детский клуб «Талант» (Санкт-Петербург)
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе всё больше внимания уделяется внешнему виду и одежде. Также существует мало освещенная, но значимая для формирования здоровой личности тема эмоционального насилия через одежду. Это важно для детей и подростков, которые находятся в процессе формирования идентичности, самооценки и навыка осознанно говорить с обществом «языком одежды».
Новизна темы заключается в том, что она достаточно рано (в детском и подростковом возрасте) позволяет рассмотреть одежду как инструмент эмоциональной регуляции и самовыражения.
Методика решает следующие задачи:
- Повышение уровня развития эмоционального интеллекта.
- Выявление ассоциативных референсов и причин, обусловливающих принятие или отторжение определённых цветов, тканей, фактур и принтов.
- Профилактика эмоционального насилия, связанного с одеждой в семьях, учебных заведениях и общественном восприятии.
- Обучение нормам общения и культуре одевания, способствующее улучшению эмоционально-психологического климата в семьях и обществе, а также гармонизации отношений с собой.
- Обучение родителей психологическим основам понимания эмоций детей и подростков, а также их предпочтений в выборе одежды.
Данная методика служит инструментом, способствующим активизации позитивной социальной активности и созданию понимающих отношений в семье. Она влияет на процессы индивидуального и группового сознания, оказывает воздействие на формирование личности. Методика была апробирована на нормативных детях 3,5-10 лет. Путем очных курсов и индивидуальных сессий, в результате чего были зафиксированы качественные изменения и позитивная динамика в понимания себя, эмоций, а также в отношениях в семье.
Структура инструмента «Личность, эмоции и одежда»:
- Выбор эмоции для проработки.
- Разговор об этой эмоции по определенной схеме.
- Игры и упражнения, связанные с эмоцией.
- Выбор цветовой палитры, фактур и принта.
- Практика: одеть персонажа с точки зрения того как выбранную эмоцию видит ребенок/подросток.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
- одежда может служить средством эмоциональной регуляции и идентификации;
- связь между эмоциями и гардеробом особенно ярко проявляется в жизни детей и подростков;
- эмоциональное насилие через одежду не норма для формирования счастливой и уверенной личности. Важно использовать инструменты для профилактики или ликвидации проблемы.
Заключение
Одежда играет важное значение для самовыражения и эмоциональной регуляции детей и подростков, формирующих свою идентичность. Связь между эмоциями и выбором одежды влияет на самооценку и психологическое состояние, что подчеркивает важность осознания этой взаимосвязи.
Эмоциональное насилие через одежду является серьезной проблемой, требующей разработки эффективных методик для развития эмоционального интеллекта и культуры одевания. Это необходимо для поддержания положительного самоощущения и предотвращения негативных последствий для жизни индивида.