Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Алгоритмы консультативной работы с матерями с разными стилями родительского отношения к ребенку» (учебное пособие)

Авторы:

  • Кузнецова Елена Сергеевна

    кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии управления, Московский психолого-социальный университет, (Сергиев Посад)

  • Морозюк Светлана Николаевна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования, Московский педагогический государственный университет, (Ивантеевка)

Организация: Московский психолого-социальный университет, Московский педагогический государственный университет

Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека является приоритетной задачей нашего государства. Согласно ФГОС (ФГОС ДО – 2013), решение данной задачи возможно через обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей. 

В семье ребенок впервые начинает переживать социальные эмоции, проявляющиеся в комплексе оживления на улыбку близкого взрослого. Именно в семье закладывается фундамент социального опыта ребенка, определяющего в дальнейшем развитие его эмоциональной сферы. В процессе взаимодействия ребенка с близким взрослым формируются устойчивые особенности конструктивного личностного реагирования, закрепляются характерологические особенности. 

Отечественные и зарубежные исследователи (Захаров А.И., Лисина М.И., Смолева Т.О., Suran В., Rizzo I., Боулби Дж., Эйнсворт М. и мн.др.) отмечают, что опыт негативных эмоциональных переживаний в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) зачастую в будущем проявляется в трудностях общения, взаимопонимания в отношениях со сверстниками и взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы на этапе взросления рядом с ребенком был компетентный взрослый, способный не реактивно отвечать на те или иные его проявления, но реагировать адекватно, в соответствии с изменяющимися условиями, в которых оказался взрослый и ребенок. 

Исторически в России мать признается доминирующим фактором влияния на ребенка, на развитие его эмоциональной сферы. В работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной представлены убедительные доказательства влияния матери на формирование субъективного опыта ребенка, определяющего его инициативное отношение к миру. Именно мать отвечает за потребности ребенка в дружеском внимании со стороны взрослого. Только во взаимодействии с любящей матерью ребенок обретает чувство уравновешенности и безопасности (Скобло Г.В., Дубовик О.Ю.).

Хотя многими исследователями определены, выявлены различные стили родительского отношения и стили родительского поведения (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., Варга А.Я., Столин В.В., Карабанова О.А., Баумринд Д.) за рамками проблемного поля до сих пор остаются психологические механизмы, лежащие в основе того или иного стиля воспитания и отношения к ребенку.  Ряд ученых отмечают неосознанный характер поведенческих проявлений и родительских установок, присвоенных матерью в детстве импринтно. 

Опираясь на результаты исследований, посвященных детско-родительским отношениям, мы экспериментальным путем доказали, что одним из факторов становления того или иного стиля родительского отношения к ребенку является качество рефлексии матери, как саногенной (конструктивной, направленной на решение возникшей проблемы в отношениях с помощью адекватных ситуации средств), так и патогенной.   

Полученные результаты исследования, представленные в данном учебное пособии, обогатили понятие «патогенная рефлексия». В авторской трактовке (Орлов Ю.М., Морозюк С.Н.) «под защитной (патогенной) рефлексией понимаются умственные автоматизмы, направленные на снижение страдания от негативных эмоций, дающие локально-временный эффект». Характерными признаками патогенной рефлексии является направленность на собственные переживания и состояния, проявляющиеся как самокопание, не имеющее отношение к актуальной жизненной ситуации. Выявленные существенные значимые связи защитной рефлексии с интроспекцией и квазирефлексией (по Леонтьеву Д.А.) и общей рефлексией деятельности (по Шадрикову В.Д., Кургиняну С.С., Кузнецовой М.А.) позволяют нам дать следующую характеристику патогенной рефлексии. Под патогенной рефлексией следует понимать умственные автоматизмы, направленные на снижение страдания от негативных переживаний, дающие локально-временный эффект. Патогенная рефлексия представляет собой триаду признаков: направленность на защиту от негативных переживаний, локально-временный положительный эффект от рефлексивных тактик, а не   решение проблемы; «самокопание», не имеющее отношение к актуальной жизненной ситуации.

Истинная рефлексия в отличие от интроспекции направлена не только на осознание собственного поведения и личностных качеств, мешающих быть эффективным в деятельности и в межличностных отношениях, но и на их конструктивное изменение. В рефлексии в отличие от интроспекции проявляется активное начало субъекта деятельности и поведения.

Впервые стиль родительского отношения был изучен и обоснован с точки зрения формально-динамической характеристики, в основе которого лежат фиксированные, привычные для матери формы поведения и отношения в целом, которые могут носить неконструктивный (патогенный) характер.

В результате эмпирического исследования впервые выявлены связи стилей родительского отношения матери с качественно своеобразным профилем ее рефлексии.  Было выяснено не только то, как ведет себя мать по отношению к ребенку, но и то, как она рефлексирует. 

Установлено, что все стили родительского отношения к ребенку носят компенсаторный, защитный характер от отрицательных переживаний стыда, вины, страха неудачи и зависти. Именно поэтому мы не обнаружили статистически значимой связи стилей родительского отношения с показателем «Саногенное мышление».

Раскрыто и теоретически обосновано понятие «рефлексивный портрет личности». В нашем понимании рефлексивный портрет личности представляет собой описание рефлексивных стратегий (на что направлена рефлексия в деятельности, в поведении, в ситуациях, требующих своего решения) и рефлексивных тактик (характерных умственных автоматизмов, повторяющихся с высокой вероятностью в сходных проблемных ситуациях).

Проведенное исследование позволило нам определить статус саногенной рефлексии, как динамичного и адаптивного механизма, оказывающего влияние на понимание и осознанный выбор матерью той или иной формы отношения к ребенку на уровне ее смысловых образований. 

Выявленные в ходе эмпирического исследования связи стиля родительского отношения матери с особенностями ее рефлексии, содержательно обогатили стиль родительского отношения рефлексивным компонентом.  

Данные эмпирического исследования позволили разработать и внедрить в практику алгоритмы консультативной работы с матерями с различными стилями детско-родительских отношений, которые и представлены в данном методическом пособии.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе