- Лебедева Людмила Дмитриевна
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, АНО ДПО «Академия искусств Игоря Бурганова» (Москва)
Актуальность, новизна, значимость проекта
В 2024 году на государственном уровне были реализованы масштабные проекты по защите и эмоциональной поддержке семьи. В этом контексте психолого-педагогическая арт-терапия определена как «лучшая практика для безопасного детства». Организация мероприятий по повышению родительских компетенций средствами арт-терапии с участием психологов и других специалистов, совместные творческие проекты реально содействуют укреплению семейной сплоченности и престижа традиционных ценностей. Сказанное подчеркивает актуальность темы представленного на конкурс мастер-класса, который апробирован на разных образовательных площадках в 2023-2024 гг. и получил признание профессионального сообщества как один из проективных инструментов в многозадачной психологической деятельности.
Основное содержание работы
Рисунок семейного конфликта в образах цветов – вновь разработанный прием, основанный на базовой проективной методике «Портрет семьи и семейного окружения в образах цветов» (Лебедева Л.Д.). Инструкция предполагает процедуру рисования цветков для изображения себя и других членов семьи с целью выявления, исследования и коррекции/терапии деструктивных отношений. Практика актуализирует ассоциативный образ семьи/социального окружения в конфликтной ситуации.
Рисование людей в образах цветов не взывает сопротивления, воспринимается детьми и взрослыми как аутентичная арт-техника. В научной картине мира понятие «цветок» характеризуется признаками: «принадлежность к семейству», «является органом размножения», «имеет соцветие» и «цикл развития», что ассоциативно связано с семьей и продолжением рода. Красота земного цветка порождает образную параллель «цветок – семья» как ценность. Образ цветка, являясь архетипическим, соотносится с главными человеческими экзистенциями. Рисунок семейного конфликта в образах цветов отражает эмоциональное самочувствие автора, его субъективные представления о месте и роли в семейной системе.
Результаты, выводы
Результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность нового проективного инструмента в диагностике ситуаций и токсичных отношений травмирующей силы (буллинг, другие виды травли, насилие), иллюстрируют практическую значимость применительно к проблематике взаимоотношений социальном окружении (группах, командах, коллективах и др.).
В процессе проективного рисования конфликта в безопасном, доверительном пространстве дети, подростки, взрослые обращаются к переживаниям, которые затруднительно обсуждать вербально; могут отреагировать, ослабить/преодолеть сильные негативные чувства, приобрести опыт оперативной самопомощи, а в дальнейшем выработать позитивную стратегию эмоционального реагирования и здоровые эмоциональные отношения в семье и социуме.
Доказательные результаты апробации аргументируют ценность представленного научно-практического материала для ознакомления, включения в программы подготовки психологов и практического применения в профессиональной деятельности.