«Самопрезентация профессиональных и личных качеств специалистa» (авторская программа учреждения начального профессионального образования)
В психологической службе профессионального лицея № 44 третий год проводится мониторинг по программе «Профессиональное самоопределение и обучение навыкам самопрезентации личностных и профессиональных качеств на рынке труда.
Содержание
Введение. Хочешь быть успешным – будь !
Актуальность. Какой специалист нужен на рынке труда?
Первая часть. Методические рекомендации.
1.Роль психолога в комплексном подходе к профессиональному самоопределению.
2.Эффективное поведение молодых специалистов на рынке труда.
3.Конкурентоспособный специалист, какой он?
4.Как стать конкурентоспособным образовательному учреждению.
5.Самопрезентация выпускника учреждения профессионального образования.
6.Методы исследования в профессиональной пригодности.
7.Характеристики индивидуальных различий деятельности оператора технологических установок.
Значимость мотивационного комплекса.
Мотивы выбора профессии
8.Психофизиологические методы диагностики в определении профессиональной пригодности специалистов нефтехимических предприятий.
9. Профессиограммы специальностей нефтехимического профиля.
Вторая часть: Практические методы и приемы
1.Тематическая программа по профессиональному самоопределению.
2.Тематическая (диагностическая) программа «Мой профессионально-личностный портрет.
3.Коррекционная программа «Восприятие и переработка информации».
4.Тематическая (тренинговая) программа «Познай себя».
5.Тематическая (тренинговая) программа «Я сам (а)».
6.Тематическая (тренинговая) программа « Семь «Я».
10.Заключительная часть анализ ПВК слесарей – ремонтников, слесарей ТУ
Вкладыш: стимульный материал к диагностическим и коррекционным методикам
Отрывки из программы:
Хочешь быть успешным - будь !
Профессиональная деятельность в жизни человека является основой удовлетворения потребностей, самоутверждения и самореализации.
Сложившиеся условия на рынке труда ставят современных специалистов в жесткие условия конкуренции. Дефицит рабочих мест, разрушенная система трудоустройства, несовершенство законодательства приводят к тому, что выпускники школ становятся социально незащищенными, теряют уверенность в завтрашнем дне. Не успешность в профессиональной деятельности, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, т.е. нарушает здоровье человека (одного из самых важных профессионально-важных качеств), вызывает такие социальные явления, как алкоголизм, наркомания, преступность. Противоречия между потребностями, желаниями, реальной возможностью обеспечить материальные и духовные основы жизни рождают нигилизм и пессимизм. Поэтому можно утверждать, что деятельность образовательных учреждений по управлению профессиональным самоопределением учащихся способствует их адаптации на рынке труда и должна стать приоритетной в процессе социализации.
Центральную роль в успешном самоутверждении в профессиональной деятельности играет формирование базисных качеств личности, включающая характеристики, отражающие готовность молодого человека к взрослой жизни: готовность к самостоятельной познавательной деятельности, непрерывному образованию; готовность к сознательному выбору профессии и осознанию своего соответствия планируемому выбору.
Каждый учащийся ПЛ№44 в самом начале обучения знакомится с программой сопровождения психологической службой будущих специалистов в профессиональной деятельности. Это и является мощным индикатором в совершенствовании культуры личности, как молодого востребованного специалиста, так и человека творческого, желающего прожить долгую и успешную жизнь, на радость себе и людям.
Актуальность. Какой специалист нужен на рынке труда?
Из года в год в ПЛ-44 г. Нижнекамска количество обучающихся по профессиям нефтехимического профиля возрастает, и отношение к подготовке специалистов становится все требовательной, т.к. предприятия на которых они будут работать, оснащены современными технологиями, требуют от работника высокого уровня умения выполнять работу качественно и продуктивно. Конкурентоспособное предприятие может быть только при конкурентоспособных специалистах. Таким образом, профессионально-учебное учреждение также стремится “ котироваться”, как конкурентоспособное. И это значит, что будущий специалист в большей степени стремиться формировать личностные навыки, способности так, что постоянно находится в состоянии личностного и профессионального самосовершенствования, роста.
Молодой специалист при взаимодействии с социальным и производственным окружением чаще попадает в рабочей обстановке проблемные ситуации. Иногда новые коллеги не принимают в свой коллектив, относятся к ним настороженно, предвзято, а то и враждебно, обескураживают своим поведением. Начальники сбивают их с толку словом, осуждают, упрекают. Реакция в процессе трудовой деятельности на предприятии особо опасного типа, со стороны молодых специалистов может быть самая различная. В то время, как работник должен быть мобилизован, готов к принятию решительных и ответственных действий, вся энергия направляется на саморегуляцию нервно-психического напряжения, другими словами находится в состоянии фрустрации – одна из форм психологического стресса, которое может сопровождаться у начинающих специалистов различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом и т.д. Рассматриваемая категория в большей степени, чем другие склонна к риску возникновения аварий и к выдаче некачественной продукции. Одни -
стараются защитить себя, свое я, другие – требуют или ищут помощи от окружения. Третьи – сами решают ситуацию, но неадекватным способом, проявляя агрессию либо, впадая в депрессию, замыкаясь, отказываясь от общения (уровень производительности падает до 45%).
В связи с этим, важно повышать у будущих молодых специалистов реакцию на фрустрации и научить адекватно оценивать (производственную) ситуацию. В связи с этим целью данной программы является повышение у обучающихся уровня мобильности к фрустрациям, развития профессионально-важных качеств, обогащения опыта взаимодействия с коллективом. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
– повысить адаптивность, исходя из социального опыта обучающихя, возможностей и психического состояния.
– приспособить психику для новых профессиональных условий.
– формировать позитивное отношение молодого специалиста к самому себе, окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем.
– развивать коммуникативную интерактивную и перцептивную стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
– совершенствовать навыки и умения при восприятии и переработке новой информации.
– развивать способности к адекватной оценке фрустрационных ситуаций и умение находить конструктивный выход из них.
– обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
– развивать стремление к успеху.
Хуторова Нина Алексеевна - педагог–психолог высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы 24 года, в данной должности 10 лет, в данном учреждении - с 2003 года.
-
-
Участник Национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Лучший проект 2004года в психологической практике», г. Санкт-Петербург, 2005год, июнь.
-
Участник конкурса инновационных разработок «Сильная Россия конкурентоспособное образование» в номинации « Инновации в образовании», г. Москва, 2005 год, февраль.
-
Участник VI Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических пособий, обладатель Диплома I степени за работу «Помощь психолога в эффективном поведении молодых специалистов на рынке труда», содержащую инновационные идеи, 2005год, декабрь.
-
За время работы в лицее Нина Алексеевна активно проявила профессиональные умения и способности при взаимодействии, как с учащимися, отражая творческие ресурсы, внедряя поисковую активность, направленные на развитие личностных резервов, так и с инженерно-педагогическим составом, а также коллегами-психологами, молодыми специалистами общеобразовательных и учреждений начального профессионального образования.
-
Методическая тема педагога – психолога Нины Алексеевны «Помощь психолога в эффективном поведении молодых специалистов на рынке труда», тесно взаимосвязана с методической темой образовательного учреждения «Совершенствование методов и форм обучения и воспитания». Качество и продуктивность результатов деятельности у Нины Алексеевны постоянно выявляют черты личностной надежности у специалистов в работоспособности, отражаются они и обобщаются в авторских разработках: методическом пособии «Помощь психолога в эффективном поведении молодых специалистов на рынке труда», авторской программе «Самопрезентация личностных и профессиональных качеств», программном руководстве «Служба сопровождения молодых специалистов опасных производств». Формы распространения опыта у Нины Алексеевны разнообразны - это и публикации в издательстве ИНПО, г.Наб. Челны (выпуск № 11, «Помощь психолога в профессиональном самоопределении» 2002 г. апрель); издательстве « Школа», МО и Н РТ г. Казань («Помощь психолога в эффективном поведении молодых специалистов на рынке труда» 2005г., май); выступление из опыта исследований «Психологические аспекты формирования конкурентоспособного специалиста» на Республиканской научно-практической конференции «Развитие региональной модели службы практической психологии образования», 2005 сентябрь; участие в работе межрегиональной научно- практической конференции «История и современность психоанализа», выступление в программе творческой мастерской с презентацией методического пособия «Помощь психолога молодым специалистам на рынке труда» при кафедре педагогической и прикладной психологии института Развития образования РТ, г. Казань, 2005 г., декабрь; психологические рекомендации опытного психолога можно увидеть на страницах городских газет, рекомендованные молодым специалистам, выпускникам школ, стоящим на пороге профессионального самоопределения, их родителям (Нижнекамское время, май 2002г, Ваша газета, май 2005).
-
Профессионализм педагога -психолога проявляется в разных формах взаимодействия с педагогами: городской семинар – обобщения опыта исследований «Психологические аспекты формирования конкурентоспособного специалиста» (г.Нижнекамск, на базе ПЛ 44, 2005 апрель).
-
Семинар – практикум «Коэффициент качества и продуктивности деятельности» консультация для инженерно- педагогических работников.
-
Показатели результативности работы психолога Хуторовой Н.А. можно проанализировать составив мониторинг уровня профпригодности по различным
-
специализациям, уровню конкурентоспособности молодых специалистов по отдельным специальностям 1.2003-2004г.г.-уровень успешности 34%; 2004-2005г.г.- 44% успешности, 2005-2006г.г. коэффициента успешности ПВК.
-
Владение Хуторовой Ниной Алексеевной современными формами и методами психодиагностической и коррекционной работы повышает ее уровень мобильности и способность оказать психологическую помощь обучающимся по программам «Навыки и умения самопрезентации», игровые технологии «Рукопашный бой», «Апельсин – не такой как все», тренинговые упражнения «Кораблекрушение», «Полет не луну», «Подводная лодка», «Воздушный шар», арттерапия, экзистенциальная психотерапия, библиотерапия, изотерапия.
-