- Никишина Вера Борисовна
доктор психологических наук, директор Института клинической психологии и социальной работы, заведующая кафедрой клинической психологии, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (Курск, Москва)
- Запесоцкая Ирина Владимировна
доктор психологических наук, профессор кафедры когнитивных наук ИКПСР, ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Пироговский Университет) (Москва)
- Сидоренко Илья Андреевич
Лаборант, студент, Кафедра клинической психологии Института клинической психологии и социальной работы ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ (Москва)
Организация: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Всероссийская профессиональная олимпиада для студентов образовательных организаций высшего образования по медицинской психологии (далее – Олимпиада) является первой в России профессиональной олимпиадой для студентов-клинических психологов. Организатор Олимпиады – Институт клинической психологии и социальной работы ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Пироговский Университет) (далее – Университет). Целевая аудитория Олимпиады – обучающиеся по программам специалитета «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», из различных регионов Российской Федерации. Участие в Олимпиаде бесплатное. Олимпиада проводится по заданиям, составленным с учётом требований образовательного стандарта по программе специалитета 37.05.01 Клиническая психология. Рабочий язык проведения Олимпиады – русский язык.
Цель Олимпиады: стимулирование учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, развитие творческих способностей у молодёжи, создание необходимых условий для поддержки обучающихся, ориентированных на углубленное изучение психологической науки, формирование мотивации к профессиональной деятельности медицинского психолога.
Олимпиада проходила в два этапа: первый этап – отборочный (проводился в дистанционном формате), второй – очный на площадках Университета.
Отборочный этап (01.03.2024 – 30.03.2024 г.) представлял собой конкурс мотивационных эссе на тему «Мое профессиональное кредо, к которому я стремлюсь». В отборочном этапе приняли участие более 200 участников из более 40 вузов.
Очный этап (19.04.2024 г.) проходил в формате демонстрации практических профессиональных навыков по основным направлениям деятельности медицинского психолога: патопсихологический, нейропсихологический, экспертный, консультативный, научно-исследовательский, а также участие в работе проектно-стратегической сессии, в рамках которой участникам необходимо показать высокий уровень коммуникативной, а также организационной подготовки к профессиональной деятельности.
Участникам было предложено 4 видео-задачи, на которых была продемонстрирована работа с реальными пациентами (клиентами) по следующим направлениям: нейропсихология, патопсихология, медико-социальная экспертиза и психологическое консультирование. Каждая задача включала вопросы, позволяющие выявить диагностические, консультативные, психокоррекционные навыки решения профессиональных задач. Для направления «научно-исследовательская работа» была предложена тема исследования – необходимо было сформулировать проблему, объектно-предметную область, цель и задачи исследования и т.д.
Для сопровождающих и членов жюри был организован круглый стол, на котором обсуждались актуальные вопросы подготовки психологов для системы здравоохранения.
Для информационного сопровождения Олимпиады создана страница на официальном сайте Университета, а также ТГ-канал, в котором обсуждались как организационные, так и содержательные вопросы, связанные с Олимпиадой.
Олимпиада была поддержана Минздравом РФ. В очном этапе приняли участие 87 студентов. Проведение Олимпиады позволило участникам не только продемонстрировать уровень освоения компетенций для решения конкретных профессиональных задач, но и сложность и многоаспектность будущей профессиональной деятельности.