«Программа социально-психологического сопровождения и профессиональной ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья при дистанционной форме обучения» (программа психологического сопровождения людей с ОВЗ)
Актуальность
В настоящее время в нашей стране и в большинстве стран мира, наблюдается увеличение числа людей с инвалидностью. В Новороссийске в 2011 году при численности населения 299 700 человекболее 15879 инвалидов и 609 детей.
Профессиональное обучение инвалидов – это важная сфера образования, позволяющая людям с ограниченными возможностями обрести независимость и экономическую самостоятельность, обеспечить возможность интеграции их в общество. Действующие льготы при поступлении в учебное заведение не снимают проблему получения образования студентов с ОВФЗ, возникают финансовые, социальные и психологические барьеры. Условия, необходимые для беспрепятственного обучения часто отсутствуют или недостаточны. Люди с ОВФЗ часто не могут самостоятельно сделать выбор специальности и места обучения даже при желании дальнейшего обучения.
Исследования абитуриентов и студентов с ОВФЗ выявили эмоциональную дезадаптацию и низкую мотивацию. К основным причинам повышенного эмоционального напряжения можно отнести: недостаточные коммуникативные навыки, повышенную тревожность, низкую школьную подготовку и самооценку. При проведении профориентации студентов с ОВФЗ мы учитываем, что многие профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии; недостаточно развито самосознание; недостаток жизненного опыта порождает ошибки в выборе профессии.
Государственное образовательное учреждение «Новороссийский колледж строительства и экономики» - единственное неспециализированное учебное заведение в Краснодарском крае с 2007 года обучает в дистанционной форме студентов с целью подготовки специалистов из числа людей с особыми потребностями и ограниченными возможностями физического здоровья по специальностям: «Прикладная информатика», «Вычислительные машины, комплексы, системы, сети» и «Бухгалтерский учет». На сентябрь 2011 года в колледже обучается 21 студент (3 группы) и 24 студента (1 и 2 группы, в том числе 9 колясочников).
Образование людей с ОВФЗ - трудное испытание и в большинстве зависит от усилий и поддержки родителей, семьи. Программа «Социально-психологическое сопровождение и профессиональная ориентация студентов с ОВЗ» содержит решение взаимодополняющих задач, в том числе помощь и поддержка в сфере психологической адаптации инвалидов, их профессиональное ориентирование и самоопределение.
Практическая значимость
В результате целенаправленного социально-психологического сопровождения студентов с момента поступления до выпускных экзаменов определяются пути и методы их поддержки и развития, создаются условия социальной значимости для студентов с ОВФЗ, приобретаются дополнительные навыки социальной жизни, удовлетворяется личная образовательная потребность, что выведет личность на новый уровень, научит быть самостоятельным, самому заботиться о себе. Особое внимание в программе уделяется ориентации на получение востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего связанных с владением информационными технологиями.
Цели программы
Психологическая помощь, поддержка и сопровождение в профессиональной подготовке и самоопределении студентов с ОВФЗ. Предоставление инвалидам психологических услуг в соответствии с возможностями их здоровья.
Для достижения целей решаются следующие задачи:
- Содействие профессиональному самоопределению и сознательному выбору профессии, рациональному поиску информации и грамотному трудоустройству с учётом состояния здоровья и особенностей региона.
- Обеспечение психологической поддержки и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в реализации профессионального обучения студентов с ОВФЗ в колледже.
- Обеспечение психологической помощи и содействие развитию активной жизненной позиции студентов-инвалидов в соответствии со структурой дефекта и возможностями здоровья.
- Развитие системы информирования, системы сотрудничества между различными структурами города в сфере психологической адаптации инвалидов, их профессиональной подготовки и трудоустройства.
Сроки реализации:
1 этап (2007 - 2009 годы). Изучение основных проблем и выявление актуальных потребностей студентов с ОВФЗ в сфере психологических услуг. Разработка программ и документации по основным направлениям, организация мероприятий со всеми участниками образовательного процесса.
2 этап (2009 - 2010 годы). Планирование и реализация мероприятий со студентами, преподавателями, родителями, абитуриентами. Преобразовательная деятельность по информационному обеспечению и созданию технических условий для реализации мероприятий.
3 этап (2011 год). Обобщение опыта (анализ иосвещение результатов, обобщение и распространение опыта,планирование дальнейшей деятельности).
Целевые группы и направления работы
Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами. Диагностика профессиональных намерений и предпочтений абитуриентов; выявление наклонностей, способностей и возможностей абитуриентов с ОВФЗ для выбора специальностии соответствующих методов обучения в колледже. Предпрофессиональная социально-психологическая адаптация: психологическая поддержка и помощь, развитие социально-коммуникативных навыков. Вовлечение абитуриентов в групповые мероприятия с целью создания коммуникативных связей и развития готовности к активному обучению.
Психологическое сопровождение студентов с ОВФЗ.Создание равного доступа студентов-инвалидов к полноценному и качественному получению психологической помощи и поддержки; создание безбарьерной информационно-образовательной среды с использованием современных технологий. Выявление потенциала студентов с ОВФЗ (оценка уровня творческой активности, мотивации, психического состояния, личностных особенностей). Рекомендации по результатам диагностики вносятся в индивидуальный план обучения для совмещения интересов, способностей, профессиональных склонностей и физических возможностей. Упражнения и тренинги по формированию адекватного отношения к себе, развитию способности к решению собственных проблем, выработке установки на независимый образ жизни,развитию эмоциональной устойчивости помогают в формирование и развитие профессионально-важных качеств.
Психологическое сопровождение студентов-выпускников с ОВФЗ. Поддержка и помощь в преодолении барьеров, возникающих в процессе поиска работы и трудоустройстве. Обучение технологиям поиска работы и основным навыкам самопрезентации.
Работа с педагогами. Психологическое просвещение преподавателей, помощь в определении образовательного маршрута, совершенствования межличностного взаимодействия при обучении студентов с ОВФЗ. Консультирование участников образовательного процесса (преподавателей, администрации) по вопросам сопровождения и обучения студентов-инвалидов позволяет скоординировать работу, направить ее в наиболее эффективное русло.
Работа с родителями и семьей студентов-инвалидов. Просветительская деятельность направлена на повышение психолого-педагогической культуры, родительской компетентности, принятия образовательного маршрута и условий обучения, ориентация на успех в достижении целей и эмоциональный комфорт в семье.
Работа с организациями и структурами города и края.Информирование и освещение опыта работы для развития системы сотрудничества между различными структурами района в сфере психологической адаптации и профориентации инвалидов, их профессиональной подготовки и трудоустройства. Взаимодействие сгородским методическим объединением психологов, волонтерским центром, различными организациями, заинтересованными в реализации программы. Формирование позитивного отношения в обществе к обучению студентов с ОВФЗ.
Важнейшие индикаторы и показатели программы:
- Успешноепрофессиональное самоопределение, психолого-педагогическая адаптация студентов с ОВФЗ и их включение в образовательную среду.
- Повышение социальной активности и психологической защищенности студентов с ОВФЗ, всесторонняя поддержка в формировании активной жизненной позиции и трудоустройстве.
- Создание интерактивного сообщества студентов с ОВФЗ, их родителей и педагогов в колледже, способствующее их социальной коммуникации и вовлечению в жизнь общества.
- Получение студентами с ОВФЗ профессионального образования и квалификации в соответствии с их возможностями и успешная реализацияв значимых для них сферах жизнедеятельности.
Для реализации программы используются современные технологии: программа Skype, система обучения e-learning, вебинар, индивидуальные и групповые формы работы в режимах off-line и on-line.
Данная программа позволила своевременно включить в процесс обучения и объединить студентов, педагогов и родителей в единый коллектив. При таких условиях адаптация, обучение и профессиональная подготовка студентов с ОВФЗ проходит быстрее и активнее. Опыт работы был рассмотрен на городском методическом объединении психологов и зональном семинаре педагогов-психологов образовательных учреждений, где особо отметили методическое оснащение программы, уникальный банк информационных данных.
Акинфеева Светлана Владимировна - педагог-психолог, работает в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новороссийский колледж строительства и экономики». Общий педагогический стаж – 20 лет. Стаж работы в должности – 15 лет. Стаж работы в данном учреждении – 12 лет. В 2004 г. - присвоена высшая квалификационная категория. В 2008 г. квалификацию подтвердила.
Успешно прошла курсы повышения квалификации:
- «Организация психологической службы в учебном заведении» г.Краснодар КПК в 2000г.;
- «Новые технологии в образовании» Центр повышения квалификации ПИК г. Ростов – на – Дону в 2006г.;
- «Введение в гештальтконсультирование: АРТ и телесноориентированные методы работы» Центр практической психологии г. Краснодар в 2007г.,
- «Психология гендерных отношений» Центр практической психологии «Достижение нового качества» г. Краснодар в 2008 г.,
- «Преподаватель-тьютор дистанционного обучения» Центр повышения квалификации ПИК г. Ростов – на – Дону в 2008 г.
- «Современные технологии в образовании» ФГБОУ ВПО «МГТУ» г. Москва в 2011 г.
За время работы награждена почетными грамотами и благодарственными письмами директора колледжа, главы администрации города, Краснодарской краевой профсоюзной организации, Департамента образования и науки Краснодарского края. В 2010 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.