Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа социально-психологического сопровождения и профессиональной ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья при дистанционной форме обучения» (программа психологического сопровождения людей с ОВЗ)


Актуальность

В настоящее время в нашей стране и в большинстве стран мира, наблюдается увеличение числа людей с инвалидностью. В Новороссийске в 2011 году при численности населения 299 700 человекболее 15879 инвалидов и 609 детей.

Профессиональное обучение инвалидов – это важная сфера образования, позволяющая людям с ограниченными возможностями обрести независимость и экономическую самостоятельность, обеспечить возможность интеграции их в общество. Действующие льготы при поступлении в учебное заведение не снимают проблему получения образования студентов с ОВФЗ, возникают финансовые, социальные и психологические барьеры. Условия, необходимые для беспрепятственного обучения часто отсутствуют или недостаточны. Люди с ОВФЗ часто не могут самостоятельно сделать выбор специальности и места обучения даже при желании дальнейшего обучения.

Исследования абитуриентов и студентов с ОВФЗ выявили эмоциональную дезадаптацию и низкую мотивацию. К основным причинам повышенного эмоционального напряжения можно отнести: недостаточные коммуникативные навыки, повышенную  тревожность, низкую школьную подготовку и самооценку. При проведении профориентации студентов с ОВФЗ мы учитываем, что многие профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии; недостаточно развито самосознание; недостаток жизненного опыта порождает ошибки в выборе профессии.

Государственное образовательное учреждение «Новороссийский колледж строительства и экономики» - единственное неспециализированное учебное заведение в Краснодарском крае с 2007 года обучает в дистанционной форме студентов с целью подготовки специалистов из числа людей с особыми потребностями и ограниченными возможностями физического здоровья по специальностям: «Прикладная информатика», «Вычислительные машины, комплексы, системы, сети» и «Бухгалтерский учет». На сентябрь 2011 года в колледже обучается 21 студент (3 группы) и 24 студента (1 и 2 группы, в том числе 9 колясочников).

Образование людей с ОВФЗ - трудное испытание и в большинстве зависит от усилий и поддержки родителей, семьи. Программа «Социально-психологическое сопровождение и профессиональная ориентация студентов с ОВЗ» содержит решение взаимодополняющих задач, в том числе помощь и поддержка в сфере психологической адаптации инвалидов, их профессиональное ориентирование и самоопределение.

Практическая значимость

В результате целенаправленного социально-психологического сопровождения студентов с момента поступления до выпускных экзаменов определяются пути и методы их поддержки и развития, создаются условия социальной значимости для студентов с ОВФЗ, приобретаются дополнительные навыки социальной жизни, удовлетворяется личная образовательная потребность, что выведет личность на новый уровень, научит быть самостоятельным, самому заботиться о себе. Особое внимание в программе уделяется ориентации на получение востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего связанных с владением информационными технологиями.

Цели программы

Психологическая помощь, поддержка и сопровождение в профессиональной подготовке и самоопределении студентов с ОВФЗ. Предоставление инвалидам психологических услуг в соответствии с возможностями их здоровья.

Для достижения целей решаются следующие задачи:

  1. Содействие профессиональному самоопределению и сознательному выбору профессии, рациональному поиску информации и грамотному трудоустройству с учётом состояния здоровья и особенностей региона.
  2. Обеспечение психологической поддержки и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в реализации профессионального обучения студентов с ОВФЗ в колледже.
  3. Обеспечение психологической помощи и содействие развитию активной жизненной позиции студентов-инвалидов в соответствии со структурой дефекта и возможностями здоровья.
  4. Развитие системы информирования, системы сотрудничества между различными структурами города в сфере психологической адаптации инвалидов, их профессиональной подготовки и трудоустройства.

Сроки реализации:

1  этап (2007 - 2009 годы). Изучение основных проблем и выявление  актуальных потребностей студентов с ОВФЗ в сфере психологических услуг. Разработка программ и документации по основным направлениям, организация мероприятий со всеми участниками образовательного процесса.

2 этап (2009 - 2010 годы). Планирование и реализация мероприятий со студентами, преподавателями, родителями, абитуриентами. Преобразовательная деятельность по информационному обеспечению и созданию технических условий для реализации мероприятий.

3 этап (2011 год). Обобщение опыта (анализ иосвещение результатов, обобщение и распространение опыта,планирование дальнейшей деятельности).

Целевые группы и направления работы

Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами. Диагностика профессиональных намерений и предпочтений абитуриентов; выявление наклонностей, способностей и возможностей абитуриентов с ОВФЗ для выбора специальностии соответствующих методов обучения в колледже. Предпрофессиональная социально-психологическая адаптация: психологическая поддержка и помощь, развитие социально-коммуникативных навыков. Вовлечение абитуриентов в групповые мероприятия с целью создания коммуникативных связей и развития готовности к активному обучению.

Психологическое сопровождение студентов с ОВФЗ.Создание равного доступа студентов-инвалидов к полноценному и качественному получению психологической помощи и поддержки; создание безбарьерной информационно-образовательной среды с использованием современных технологий. Выявление потенциала студентов с ОВФЗ (оценка уровня творческой активности, мотивации, психического состояния, личностных особенностей). Рекомендации по результатам диагностики вносятся в индивидуальный план обучения для совмещения интересов, способностей, профессиональных склонностей и физических возможностей. Упражнения и тренинги по формированию адекватного отношения к себе, развитию способности к решению собственных проблем, выработке установки на независимый образ жизни,развитию эмоциональной устойчивости помогают в формирование и развитие профессионально-важных качеств.

Психологическое сопровождение студентов-выпускников с ОВФЗ. Поддержка и помощь в преодолении барьеров, возникающих в процессе поиска работы и трудоустройстве. Обучение технологиям поиска работы и основным навыкам самопрезентации.

Работа с педагогами. Психологическое просвещение преподавателей, помощь в определении образовательного маршрута,  совершенствования межличностного взаимодействия при обучении студентов с ОВФЗ. Консультирование участников образовательного процесса (преподавателей, администрации) по вопросам сопровождения и обучения студентов-инвалидов позволяет скоординировать работу, направить ее в наиболее эффективное русло.

Работа с родителями и семьей студентов-инвалидов. Просветительская деятельность направлена на повышение психолого-педагогической культуры, родительской компетентности, принятия образовательного маршрута и условий обучения, ориентация на успех в достижении целей и эмоциональный комфорт в семье.

Работа с организациями и структурами города и края.Информирование и освещение опыта работы для развития системы сотрудничества между различными структурами района в сфере психологической адаптации и профориентации инвалидов, их профессиональной подготовки и трудоустройства. Взаимодействие сгородским методическим объединением психологов, волонтерским центром, различными организациями, заинтересованными в реализации программы. Формирование позитивного отношения в обществе к обучению студентов с ОВФЗ.

Важнейшие индикаторы и показатели программы:

  • Успешноепрофессиональное самоопределение, психолого-педагогическая адаптация студентов с ОВФЗ и их включение в образовательную среду.
  • Повышение социальной активности и психологической защищенности студентов с ОВФЗ, всесторонняя поддержка в формировании активной жизненной позиции и трудоустройстве.
  • Создание интерактивного сообщества студентов с ОВФЗ, их родителей и педагогов в колледже, способствующее их социальной коммуникации и вовлечению в жизнь общества.
  • Получение студентами с ОВФЗ профессионального образования и квалификации в соответствии с их возможностями и  успешная реализацияв значимых для них сферах жизнедеятельности.

Для реализации программы используются современные технологии: программа Skype, система обучения e-learning, вебинар, индивидуальные и групповые формы работы в режимах off-line  и  on-line.

Данная программа позволила своевременно включить в процесс обучения и объединить студентов, педагогов и родителей в единый коллектив. При таких условиях адаптация, обучение и профессиональная подготовка студентов с ОВФЗ проходит быстрее и активнее. Опыт работы был рассмотрен на городском методическом объединении психологов и зональном семинаре педагогов-психологов образовательных учреждений, где особо отметили методическое оснащение программы, уникальный банк информационных данных. 


Акинфеева Светлана Владимировна - педагог-психолог, работает в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новороссийский колледж строительства и экономики». Общий педагогический стаж – 20 лет. Стаж работы в должности – 15 лет. Стаж работы в данном учреждении – 12 лет.  В 2004 г. - присвоена высшая  квалификационная категория. В  2008 г. квалификацию подтвердила.

Успешно прошла курсы повышения квалификации:

  • «Организация психологической службы в учебном заведении» г.Краснодар КПК в 2000г.;
  • «Новые технологии в образовании» Центр повышения квалификации ПИК г. Ростов – на – Дону в 2006г.;
  • «Введение в гештальтконсультирование: АРТ и телесноориентированные методы работы» Центр практической психологии г. Краснодар  в 2007г.,
  • «Психология гендерных отношений» Центр практической психологии «Достижение нового качества» г. Краснодар  в 2008 г.,
  • «Преподаватель-тьютор дистанционного обучения» Центр повышения квалификации ПИК г. Ростов – на – Дону в 2008 г.
  • «Современные технологии в образовании» ФГБОУ ВПО «МГТУ» г. Москва в 2011 г.

За время работы награждена почетными грамотами и благодарственными письмами директора колледжа, главы администрации города, Краснодарской краевой профсоюзной организации, Департамента образования и науки Краснодарского края.  В 2010 году награждена  Почетной грамотой  Министерства образования и науки РФ. 

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su