- Левченко Ирина Юрьевна
Доктор психологических наук, Заведующий лабораторией, Лаборатория Инклюзивного образования, (Москва)
- Соловьева Ирина Леонидовна
Кандидат педагогических наук, доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик, ГАОУ ВО МГПУ Институт психологии и комплексной реабилитации, (Москва)
- Урожаева Алена Владимировна
Специалист, Лаборатория Инклюзивного образования, (Москва)
Организация: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
I Суворовские чтения были организованы с целью почтить память Александра Васильевича Суворова, выдающегося человека, ушедшего из жизни 26 января 2024 года. Будучи слепоглухим, он продемонстрировал неисчерпаемые возможности человека, показал пример духовной силы, позволившей ему добиться успеха во многих областях жизни и науки.
Обращение к осмыслению жизненного пути Александра Васильевича, его вклада в науки о человеке, роли в становлении гуманистической позиции по отношению к людям с тяжелыми нарушениями развития определяют актуальность проведенного мероприятия. Однако эта проблематика имеет более широкие границы, так как ставит вопрос о положении слепоглухих в мире, их возможностях и ограничениях, роли общества в организации условий для полноценного социального функционирования.
I Суворовские чтения стали уникальной площадкой для широкого, разностороннего обсуждения не только выдающейся личности А.В. Суворова, но и проблем, реабилитации и социальной адаптации слепоглухих разного возраста, развития теории бисенсорного дефекта, подготовки сурдо-тифлопедагогов и других специалистов для сопровождения слепоглухих и их семей.
Проект осуществлялся в несколько этапов.
- Подготовительный этап включал в себя формирование оргкомитета I Суворовских чтений, определение целевой группы участников, вопросов для обсуждения, разработку и рассылку информационного письма, регистрацию участников, определение докладчиков, разработку программы мероприятия.
- Основной этап проходил 6 мая 2024 года на двух площадках: Институт специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ и ГАОУ Саратовской области «Центр образования "Родник знаний"».
- Заключительный этап включал разработку резолюции; подготовку и публикацию материалов в журнале «Коррекционная педагогика: теория и практика».
Тематика докладов в рамках мероприятия имела разносторонний характер. Часть сообщений была посвящена уникальной биографии Суворова; эксперименту по обучению четырех слепоглухих выпускников Сергиево-Посадского дома интерната, прошедшему на факультете психологи МГУ. Был подготовлен и представлен большой материал, посвященный жизненному и научному пути гуманиста и ученого. Существенное место было отведено рассказу о роли А. В. Суворова в создании Детского ордена милосердия и организации инклюзивных детских лагерей.
Однако чтения не ограничились рассмотрением и анализом жизненного пути Александра Васильевича. На конференции были поставлены серьёзные вопросы, касающиеся научных исследований в области бисенсорных нарушений.
Мероприятие вызвало столь большой интерес сообщества, что по итогам конференции был принята резолюция о том, что Суворовские чтения должны стать ежегодными и превратиться в площадку для обсуждения научных и гуманитарных проблем, касающихся философских, психологических и педагогических вопросов социальной адаптации людей со слепоглухотой.