Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Конституционально-ориентированная психокоррекция личностной и поведенческой изменчивости у подростков в условиях социального стрессирования» (кандидатская диссертация)

Автор:

1. Полное название проекта - Конституционально-ориентированная психокоррекция личностной и поведенческой изменчивости у подростков в условиях социального стрессирования

2. Актуальность. Проблема изучения, диагностики, психокоррекции аномалий психологического и психического здоровья подростков, обусловленных взаимодействием внешних социальных стрессоров с конституционально-психотипологической основой личности, относится к числу наиболее социально значимых и актуальных в современной России. Патогенетически значимым внешним фактором в российских условиях выступает острый и хронический социально-информационный стресс, адресованный к созревающим структурам личности и психики.

Столь широкая и яркая палитра психологической и психической изменчивости личности под влиянием социально-информационного стрессирования указывает на необходимость уделять особое внимание вопросам своевременной ранней психологической диагностики конституционально-типологической аномальной личностной изменчивости и разработке адекватных методов психокоррекции, обращенных к конституциональным основам личности подростков. Основной целью разработки методов психокоррекции является социальная необходимость предотвращения трансформации психологических и личностных переживаний от диапазона нормы – акцентуации до диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ).
 
3. Социальная, научная и практическая значимость.

1. Впервые дано полное теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и личностной изменчивости подростков и подробно описана сущность личностно-типологической конституциональной изменчивости у детей подросткового возраста в условиях социально-информационного стрессирования.

2. Доказано, что индивидуальная изменчивость личностных свойств определяется взаимодействием основных компонентов социального и биологического, а индивидуально-типологический психотип складывается из объединения свойств индивида и свойств личности, что является неотъемлемой составляющей ее структуры.

3.Установлено, что влияние социально-информационного стрессирования на подростков проявляется в комплексном, системном характере изменений, происходящих в человеке на уровне личности, организма, психическом и соматическом уровне, отражающем изменения не только материального субстрата, но и духовного потенциала личности.

Результаты работы внедрены в практику практических психологов муниципальных образовательных учреждений средних образовательных школ г. Ставрополя, в учебные программы для психологов, клинических психологов Ставропольского государственного университета, для врачей постдипломного образования Ставропольской государственной медицинской академии.

4. Значение для развития психологии.

Впервые дана характеристика комплексных эмпирических, клинико-психологических результатов исследований конституционально-психотипологических и личностных особенностей подростков, находящихся в условиях социально-информационного стрессирования. Определены различия в надежности функционирования конституциональных психотипологических и личностных механизмов компенсации и адаптации у подростков в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу. На клинико-психологическом уровне диагностики доказана эффективность проведения конституционально-ориентированных методов психокоррекции.

5. Цель исследования: обоснование выбора комбинированных методов и техник психокоррекции, адекватных конституционально-психотипологическим основам личности и оптимально препятствующих формированию нарушений психологического и психического здоровья.

6. Аудитория, на которую рассчитан проект – психологи, клинические психологи, психотерапевты, школьные психологи, социальные работники, студенты вузов.

7. Основное содержание работы.

Во введении изложена характеристика современного состояния проблемы с обоснованием актуальности выбранной темы исследования; определены концептуальные и методологические подходы к проблеме; обозначены цель, задачи, гипотезы, объект, предмет, методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлен обзор методов и этапов теоретико-экспериментального исследования, указана апробация и внедрение результатов.

В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической изменчивости подростков в условиях социально-информационного стрессирования» обоснована совокупность положений, составляющих научно-теоретическую и методологическую основу исследования конституциональной изменчивости; проанализирована динамика  личностной изменчивости подростков в условиях социально-информационного стрессирования.

Во второй главе «Материалы и методы экспериментально-психологического исследования подростков, находящихся в условиях социально-информационного стрессирования» излагается организация эксперимента. Даны психологические критерии отбора испытуемых и принципы формирования экспериментальных групп, изложены техники и методы, используемой психотерапии.

В третьей главе «Собственные результаты экспериментально-психологического исследования подростков, находящихся в условиях информационного стрессирования. Эффективность результатов применения специализированной психологической помощи» отражены основные результаты эмпирических исследований конституционально-психотипологических особенностей подростков в условиях социально-информационного стрессирования и дан анализ эффективности оказания специализированной психологической помощи.

Практические рекомендации. Полученные экпериментально-психологические результаты следует учитывать при работе с подростками, при прогнозировании аномальных личностных и поведенческих, невротических и психосоматических нарушений, обусловленных условиями социально-информационного стрессирования, при решении вопроса о проведении конституционально-ориентированной специализированной психологической помощи, включающей комбинированную психокоррекционную работу.  Восстановление психологического и психического здоровья  относится к национальным приоритетам государства.

8. Результаты, выводы.

1. Подростки с шизоидной структурой психотипа, взаимодействуя с деструктивными социально-информационными стрессорами, отличаются развитием аномальной личностной и поведенческой изменчивости, психической изменчивостью в виде невротических и психосоматических расстройств, выраженных примерно в одинаковой степени. Существенным фактом является определение у испытуемых преобладающего астенического типа психобиологического реагирования, который, по всей видимости, является основой для формирования устойчивого негативного психотипологического дрейфа в диапазоне пограничной аномальной личности.

2. У подростков с циклоидной структурой психотипа преобладает психическая изменчивость над аномальной личностной и поведенческой, когда ведущими являются невротические и психосоматические расстройства под влиянием хронического воздействия социальных стрессоров. У испытуемых преобладают нарушения по вектору здоровье – болезнь на фоне неустойчивого негативного психотипологического дрейфа из диапазона психологической нормы- акцентуации в сторону диапазона пограничной аномальной личности.

3. Подростки с шизоидной или циклоидной структурой психотипа, имеющие конституционально-психотипологическую предиспозицию при взаимодействии с социально-стрессовыми факторами, характеризуются срывом конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации, что проявляется снижением толерантности к социальным стрессорам, неустойчивостью индивидуального барьера психической и психологической адаптации. На феноменологическом и патопсихологическом уровне у подростков формируются аномальная личностная и поведенческая изменчивость, коморбидная психической изменчивости в виде невротических и психосоматических расстройств. 

4. Восстановление толерантности к внешним стрессорам и индивидуального психологического барьера адаптации с усилением конституциональных механизмов личностной компенсации оказывается оптимальным при использовании в структуре специализированной психологической помощи комбинированных психокоррекционных техник, основанных на трансактном анализе, индивидуальной и групповой форм патогенетической психотерапии у подростков с циклоидной структурой психотипа.

5. У подростков с эпилептоидной структурой психотипа достичь нивелировки конституционально-психотипологической личностной предиспозиции с формированием позитивного личностного дрейфа от диапазона ПАЛ к диапазону нормы – акцентуации с возрождением и укреплением духовной составляющей личности, способной противостоять деструктивным социально-средовым и информационным факторам, возможно при использовании индивидуальных и групповых техник, основанных на личностно-ориентированной (патогенетической) психокоррекции.

6. На достоверном уровне адекватными комбинированными техниками,  позволяющими реконструировать личность на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных решений с формированием новой системы ценностей, исходя из собственных потребностей и возможностей, являются трансактный анализ в комбинации с имагокоррекцией преимущественно для подростков с истероидной и эпилептоидной структурами психотипа.  

7. Эффективность и адекватность разработанной специализированной конституционально-ориентированной психологической помощи подросткам в условиях социально-информационного стрессирования, адресованной к аномальной личностной и поведенческой изменчивости подростков, может быть объективизирована с помощью стандартного набора личностных и клинических опросников, позволяющих провести многомерный психологический анализ, регистрирующий позитивную или негативную аномальную личностную и поведенческую динамику испытуемых.

Шалимов Александр Владимирович - аспирант кафедры клинической психологии Ставропольского государственного университета.

Список публикаций по теме диссертации

1. Шалимов А.В., Погожева О.В. Проблемы конституциональной психотипологической и личностной изменчивости в условиях социально-информационного стрессирования: Программа спецкурса. – Ставрополь: СГУ, 2004. – 10 с.
2. Шалимов А.В. Особенности экспериментально-психологического исследования личности подростка находящегося в условиях социально-информационного стрессирования: Программа спецкурса. – Ставрополь: СГУ, 2005. – 10 с.
3. Ахвердова О.А., Шалимов А.В. Теоретический анализ проблемы личностной изменчивости ребенка подросткового возраста в условиях хронического социально-информационного стрессирования // Клиника, диагностика и специализированная психолого-психиатрическая помощь лицам, пострадавшим в экстремальных ситуациях: материалы Юбилейной Интернет-конференции. – Ставрополь: СГУ, 2005.  – С. 19-21.
4. Ахвердова О.А. Шалимов А.В. Особенности  техник имагокоррекции в структуре конституционально-ориентированной психологической помощи подросткам, переживающим  социальный стресс // Клиника, диагностика и специализированная психолого-психиатрическая помощь лицам, пострадавшим в экстремальных ситуациях: материалы Юбилейной Интернет-конференции. – Ставрополь: СГУ, 2005. – С. 22-24.
5. Шалимов А.В. Личностная изменчивость подростков в условиях социально-информационного стрессирования // Специальная педагогика и психология на этапе модернизации современной системы образования: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. – Ставрополь: СГУ, 2006. – С. 275 – 277.
6. Шалимов А.В. Проблема влияния стрессогенных факторов на жизнедеятельность человека // Специальная педагогика и психология на этапе модернизации современной системы образования: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. – Ставрополь: СГУ, 2006. – С. 277 – 279.
7. Шалимов А.В., Погожева О.В. Проблема злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск. Педагогика. – Ростов-на-Дону, 2006. - №3. – С. 45-50.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе