«Обеспечение безопасности дорожного движения посредством формирования личности водителя в процессе профессиональной подготовки»
Актуальность работы обусловлена рядом оснований: рост числа дорожно-транспортных преступлений (ДТП), в том числе и в связи с неуклонным ростом транспортных средств, увеличением их относительной доступности населению; увеличением интенсивности движения и его субъективной сложности для участников дорожного движения (ДД); увеличение количества ДТП с повышением уровня травматизма и смертности пострадавших; приоритетность задач совершенствования безопасности ДД, сохранения жизни участников ДД, поставленной Правительством РФ и отраженной в Федеральных целевых программах «Безопасные дороги» и «Повышение безопасности ДД в 2006 - 2012 гг.»; отсутствие единого государственного стандарта подготовки водителей.
Проблемы качества подготовки водителей и обеспечение БДД перестают быть индивидуальными, переходя в ранг общественно-значимых целей. Их достижение невозможно без совершенствования существующей системы подготовки водителей и её адаптация к современным условиям движения. Создание комплексной системы подготовки и совершенствования водительского мастерства является одной из главных стратегических задач по снижению ДТП.
Содержание и этапы
Лонгитюдное исследование профессионального становления водителей в учебно-профессиональный (ученики автошкол до и после цикла систематического обучения) и собственно профессиональный периоды (выпускники автошкол – водители со стажем 1 и 3 года).
Разработка, апробация и внедрение авторской методики подготовки водителей автотранспортных средств в гг. Ярославле, Рыбинске, Рыбинском муниципальном и Некоузком районах совместно с РЭО ГИБДД МВД Рыбинского МУ МВД России, административной и аналитической группы ОР ДПС.
Выводы и результаты
Преступления против БДД – это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации транспорта. Объективная сторона данного вида преступлений - действие или бездействие виновного лица, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС, повлекшими вредные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, а также крупного материального ущерба. Субъективной стороной(за исключением ст.270-271 УК РФ) является преступная неосторожность. ДТП - нарушение лицом, управляющим автомобилем либо другим механическим ТС, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Возникают в результате действия и бездействия, объектом является БДД и эксплуатация ТС, предметом - механическое ТС.
Социологическая характеристика типичного нарушителя ПДД составлена в процессе анализа протоколов об административной ответственности в ГИБДД при УВД по г. Рыбинску и РМР ЯО(2 632 шт.), материалов уголовных дел по статье 264 УК РФ в следственном управлении при УВД по по г.Рыбинску и РМР ЯО(116 шт.). Большинство лиц, привлеченных к ответственности – мужчины(89%) 19-25 лет; чем ниже уровень образования, тем выше доля совершаемых автотранспортных преступлений и нарушений ПДД.
Выборкудля психологической характеристики типичного нарушителя ПДД посредством тестирования составили: водители ТС: 119 человек (97 мужчин, 22 женщины; средний возраст 24 г.; средний водительский стаж 6,8 лет); учащиеся автошкол НОУ «Рыбинская автошкола Регионального отделения ДОСААФ России ЯО», НОУ «Рыбинская автомобильная школа Ярославского областного отделения общественной организации Всероссийского Общества Автомобилистов» (г. Рыбинск): 52 человека (19 мужчин, 33 женщины; средний возраст 23 г.); водители, привлеченные к уголовной ответственности за ТП по ст. 264: 27 человек (25 мужчин, 2 женщины; средний возраст 24 г.; средний водительский стаж 5,6 лет). Выбор методик «Ситуативная и личностная тревога»(Спилбергер–Ханин), «Диагностика типа личности по Юнгу»(Цыганок), «Стиль поведения в конфликтных ситуациях»(Томас) неслучаен: валидность, соответствие цели и задачам исследования, возможность изучения разных уровней проявления личностных свойств, информативность, относительная простота и доступность, эмоциональный комфорт испытуемых, качественный и количественный анализ данных, апробированность на практике.
Сравнительный анализ с применением мер математической статистики, убеждает в отсутствии значимых отличий между индивидуально-психическими особенностями водителей ТС и водителей, привлеченных к уголовной ответственности за ТП по ст. 264 УК РФ.
Особенностью большинства ДТП является совершение их по неосторожности. Ошибочно стремиться к выделению по индивидуально-психическим качествам категории лиц, более или менее склонной к нарушению БДД и совершению ДТП, среди действующих и потенциальных водителей. Успешное предупреждение ТП возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности каждого участника движения. Их особенности и навыки должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия. Особое внимание должно уделяться воспитанию ответственности и дисциплинированности, преодолению самоуверенности, беспечности, переоценки собственных возможностей.
Разработанная нами методика подготовки водителей автотранспортных средств является действенной, результаты ее внедрения обладают воспроизводимостью и эффективностью в повышении теоретико-практической компетентности и в обеспечении БД уже на стадии подготовки водителей в специальных образовательных учреждениях. Методики и результаты исследований использованы нами при проведении занятий с личным составом, при планировании и проведении профилактической работы в отделении организационно-аналитической работы и пропаганды БДД ОГИБДД УВД по г.Рыбинску и РМР Ярославской области. Распространение нашего опыта приведет к сокращению ДТП и будет являться важной мерой обеспечения БДД.
Абрамова Марина Юрьевна - аспирант Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль; Председатель ОС Всероссийского Общества Автомобилистов, Директор НОУ «Рыбинская автомобильная школа Ярославского областного отделения общественной организации Всероссийского Общества Автомобилистов» (г. Рыбинск).
- Абрамова М.Ю. Обеспечение безопасности дорожного движения (учебно-методическое пособие). – Ярославль, 2011.-198с.
- Абрамова М.Ю. Организационная культура, как фактор формирования положительного имиджа сотрудника ГИБДД (статья) // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 3 – Том I (Гуманитарные науки). – С. 119-126. (список ВАК)
- Абрамова М.Ю. Культура участников дорожного движения как фактор социальной адаптации начинающих водителей // Электронное научное издание «Вестник ВВАГС». – 2011. - №1. – http://nauka.vvags.ru/index.php?name=art&a=r_art&id=312. Дата обращения 10.01.2012
- Абрамова М.Ю. Социально-психологический аспект взаимодействия участников дорожного движения (статья) // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2010. - №10 (29): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: в 2-х ч. – Ч.2. – С. 18-21. ISSN 1993-5552.
- Абрамова М.Ю. Социально-психологические аспекты адаптации начинающих водителей как фактор обеспечения безопасности дорожного движения (статья) // Психология XXI века. – СПб: Изд-во Ленинградского педагогического университета, 2010.
- Абрамова М.Ю. Обеспечение безопасности дорожного движения на этапе профессиональной подготовки водителей: социологический анализ (статья) // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2009. - №10 (29): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: в 2-х ч. – Ч.2. – С. 12-17. ISSN 1993-5552.