Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Обеспечение безопасности дорожного движения посредством формирования личности водителя в процессе профессиональной подготовки»


Актуальность работы обусловлена рядом оснований: рост числа дорожно-транспортных преступлений (ДТП), в том числе и в связи с неуклонным ростом транспортных средств, увеличением их относительной доступности населению; увеличением интенсивности движения и его субъективной сложности для участников дорожного движения (ДД); увеличение количества ДТП с повышением уровня травматизма и смертности пострадавших; приоритетность задач совершенствования безопасности ДД, сохранения жизни участников ДД, поставленной Правительством РФ и отраженной в Федеральных целевых программах «Безопасные дороги» и «Повышение безопасности ДД в 2006 - 2012 гг.»; отсутствие единого государственного стандарта подготовки водителей.

Проблемы качества подготовки водителей и обеспечение БДД перестают быть индивидуальными, переходя в ранг общественно-значимых целей. Их достижение невозможно без совершенствования существующей системы подготовки водителей и её адаптация к современным условиям движения. Создание комплексной системы подготовки и совершенствования водительского мастерства является одной из главных стратегических задач по снижению ДТП.

Содержание и этапы

Лонгитюдное исследование профессионального становления водителей в учебно-профессиональный (ученики автошкол до и после цикла систематического обучения) и собственно профессиональный периоды (выпускники автошкол – водители со стажем 1 и 3 года).

Разработка, апробация и внедрение авторской методики подготовки водителей автотранспортных средств в гг. Ярославле, Рыбинске, Рыбинском муниципальном и Некоузком районах совместно с РЭО ГИБДД МВД Рыбинского МУ МВД России, административной и аналитической группы ОР ДПС.

Выводы и результаты

Преступления против БДД – это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации транспорта. Объективная сторона данного вида преступлений - действие или бездействие виновного лица, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС, повлекшими вредные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, а также крупного материального ущерба. Субъективной стороной(за исключением ст.270-271 УК РФ) является преступная неосторожность. ДТП - нарушение лицом, управляющим автомобилем либо другим механическим ТС, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Возникают в результате действия и бездействия, объектом является БДД и эксплуатация ТС, предметом - механическое ТС.

Социологическая характеристика типичного нарушителя ПДД составлена в процессе анализа протоколов об административной ответственности в ГИБДД при УВД по г. Рыбинску и РМР ЯО(2 632 шт.), материалов уголовных дел по статье 264 УК РФ в следственном управлении при УВД по по г.Рыбинску и РМР ЯО(116 шт.). Большинство лиц, привлеченных к ответственности – мужчины(89%) 19-25 лет; чем ниже уровень образования, тем выше доля совершаемых автотранспортных преступлений и нарушений ПДД.

Выборкудля психологической характеристики типичного нарушителя ПДД посредством тестирования составили:  водители ТС: 119 человек (97 мужчин, 22 женщины; средний возраст 24 г.; средний водительский стаж 6,8 лет); учащиеся автошкол НОУ «Рыбинская автошкола Регионального отделения ДОСААФ России ЯО», НОУ «Рыбинская автомобильная школа Ярославского областного отделения общественной организации Всероссийского Общества Автомобилистов» (г. Рыбинск): 52 человека (19 мужчин, 33 женщины; средний возраст 23 г.); водители, привлеченные к уголовной ответственности за ТП по ст. 264: 27 человек (25 мужчин, 2 женщины; средний возраст 24 г.; средний водительский стаж 5,6 лет). Выбор методик «Ситуативная и личностная тревога»(Спилбергер–Ханин), «Диагностика типа личности по Юнгу»(Цыганок), «Стиль поведения в конфликтных ситуациях»(Томас) неслучаен: валидность, соответствие цели и задачам исследования, возможность изучения разных уровней проявления личностных свойств, информативность, относительная простота и доступность, эмоциональный комфорт испытуемых, качественный и количественный анализ данных, апробированность на практике.

Сравнительный анализ с применением мер математической статистики, убеждает в отсутствии значимых отличий между индивидуально-психическими особенностями водителей ТС и водителей, привлеченных к уголовной ответственности за ТП по ст. 264 УК РФ.

Особенностью большинства ДТП является совершение их по неосторожности. Ошибочно стремиться к выделению по индивидуально-психическим качествам категории лиц, более или менее склонной к нарушению БДД и совершению ДТП, среди действующих и потенциальных водителей. Успешное предупреждение ТП возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности каждого участника движения. Их особенности и навыки должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия. Особое внимание должно уделяться воспитанию ответственности и дисциплинированности, преодолению самоуверенности, беспечности, переоценки собственных возможностей.

Разработанная нами методика подготовки водителей автотранспортных средств является действенной, результаты ее внедрения обладают воспроизводимостью и эффективностью в повышении теоретико-практической компетентности и в обеспечении БД уже на стадии подготовки водителей в специальных образовательных учреждениях. Методики и результаты исследований использованы нами при проведении занятий с личным составом, при планировании и проведении профилактической работы в отделении организационно-аналитической работы и пропаганды БДД ОГИБДД УВД по г.Рыбинску и РМР Ярославской области. Распространение нашего опыта приведет к сокращению ДТП и будет являться важной мерой обеспечения БДД.


Абрамова Марина Юрьевна - аспирант Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль; Председатель ОС Всероссийского Общества Автомобилистов, Директор НОУ «Рыбинская автомобильная школа Ярославского областного отделения общественной организации Всероссийского Общества Автомобилистов» (г. Рыбинск). 

Основные публикации:
  1. Абрамова М.Ю. Обеспечение безопасности дорожного движения (учебно-методическое пособие). – Ярославль, 2011.-198с.
  2. Абрамова М.Ю. Организационная культура, как фактор формирования положительного имиджа сотрудника ГИБДД (статья) // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 3 – Том I (Гуманитарные науки). – С. 119-126. (список ВАК)
  3. Абрамова М.Ю. Культура участников дорожного движения как фактор социальной адаптации начинающих водителей // Электронное научное издание «Вестник ВВАГС». – 2011. - №1. – http://nauka.vvags.ru/index.php?name=art&a=r_art&id=312. Дата обращения 10.01.2012
  4. Абрамова М.Ю. Социально-психологический аспект взаимодействия участников дорожного движения (статья) // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2010. - №10 (29): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: в 2-х ч. – Ч.2. – С. 18-21. ISSN 1993-5552.
  5. Абрамова М.Ю. Социально-психологические аспекты адаптации начинающих водителей как фактор обеспечения безопасности дорожного движения  (статья) // Психология XXI века. – СПб: Изд-во Ленинградского педагогического университета, 2010.
  6. Абрамова М.Ю. Обеспечение безопасности дорожного движения на этапе профессиональной подготовки водителей: социологический анализ (статья) // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2009. - №10 (29): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: в 2-х ч. – Ч.2. – С. 12-17. ISSN 1993-5552.
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su