- Ипатов Андрей Владимирович
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Российский государственный гидрометеорологический университет, (Санкт-Петербург)
Организация: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
Представленный учебник адресован студентам, осваивающим образовательные программы бакалавриата и магистратуры по специальности «Психология», «Практический психолог», «Психолог консультант», а также «Экология и природопользование» — «Управление экологическими рисками в Арктике», «Экологическая безопасность в Арктике», направление «Биология» — «Биоразнообразие Арктики», направление «Юриспруденция» — «Право Арктики», направление «Менеджмент» — «Международный нефтегазовый бизнес и освоение ресурсов Арктики». В соответствии с требованиями государственных стандартов специалисты указанных направлений подготовки должны быть готовы к профессиональной деятельности в условиях Арктики и Крайнего Севера.
Учебник написан с учетом государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2021 г. N 484, а также рекомендаций Санкт-Петербургского Арктического конгресса (2019, 2020 гг.).
Цель освоения учебного материала: получение новых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, направленных на психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности, повышение качества жизни и защищённости персонала в регионе. Актуальность обусловлена экстремальностью климатогеографических условий, в которых приходится жить и работать специалистам. Специфика этих условий, а также государственная важность решаемых в Арктике профессиональных задач требуют целенаправленного формирования психологической системы, направленной на поддержание необходимого уровня работоспособности и функционального состояния в процессе выполнения профессиональных обязанностей в различных условиях с сохранением физического и психического здоровья работников. Указанная психологическая система может быть создана путем специально организованного обучения с использованием современных педагогических и психокоррекционных технологий.
Материал учебника направлен на формирование у студента следующих компетенций, в результате освоения которых студент будет:
знать
- культуру коренного населения Арктики;
- факторы успеха и стресса жизнедеятельности в Арктическом регионе;
- механизмы развития жизнестойкости;
- риски деструктивных изменений личности и деятельности, работающих в Арктике.
уметь
- управлять рисками через сознательное формирование адаптивных стратегий;
- создавать оптимальные для конкретных условий жизнедеятельности в Арктике индивидуальной стратегии преодоления стресса и профилактики риска его развития.
владеть
- методиками самооценки личностных ресурсов выполнять профессиональную деятельность в арктических условиях;
- технологиями саморегуляции физического и психического состояний;
- методами развития жизнестойкости.
Учебник адресован как преподавателям и студентам, так и специалистам, руководителям, работающим в Арктической зоне. Содержание материала учитывает характеристики профессиональной деятельности, выполняемой в Арктике.