«Мать и Дитя» (программа социально-психологической реабилитации женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида, процессы семейного взаимодействия избирательно констатируют проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие, поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим; удовлетворяет или пресекает личные потребности (Аккерман). В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие всего общества.
Актуальность
В общественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи женщины и дети
Женщина с детьми, лишена экономической самостоятельности, практически не участвует в общественной жизни, ограничена в возможностях профессионального и карьерного роста, что отрицательно сказывается не только на социальном статусе женщины, но и на качестве семейных отношений. В особо тяжелом положении находятся женщины, относящиеся к категории слабо защищенных в социальном плане: женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, выпускницы средних и высших учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, жены военнослужащих, которые из-за частых переездов теряют квалификацию, многодетные матери.
Наиболее сложными для женщин являются ситуации, связанные с потерей места работы, длительной безработицей, экономическими проблемами, разводами и жестоким обращением со стороны мужей или родственников (домашнее насилие).
Цели
- Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
- Укрепление института семьи через:
- коррекцию нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми;
- обучение осознанному подходу к материнству и личной ответственности в межполовых отношениях.
Задачи
- Пропаганда здоровых детско-родительских отношений в семье через СМИ.
- Повышение психологической грамотности родителей.
- Коррекция деструктивных детско-родительских отношений.
- Определение нового позитивного стиля жизни через поиск и активизацию личностного ресурса женщин и несовершеннолетних.
- Социально-психологическая поддержка беременных и женщин с малолетними детьми, профилактика ранней беременности и социального сиротства.
- Социально-правовое консультирование и сопровождение.
- Разработка межведомственной партнерской сети по оказанию комплекса социальных услуг женщинам и несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Практическая значимость
- Повышение психологической грамотности населения.
- Разрешение трудной жизненной ситуации клиента (стабилизация психо-эмоционального состояния; изменение уровня самооценки на устойчиво-позитивную; активизация личностного потенциала; конструктивная социальная активность).
Структура программы
Программа помощи семье имеет два блока: 1. работа с семьей; 2. социально-психологическая поддержка беременных и женщин с малолетними детьми, профилактика ранней беременности и социального сиротства.
Работа с целевой группой в рамках программы ведётся в трёх режимах:
- Круглосуточный стационар: Цель: оказание комплексной социальной помощи женщинам, женщинам с малолетними детьми и несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Индивидуальные консультативные встречи с психологом: Цель: обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.
- Информационно-профилактическая работа в социуме: Цель:информирование населения о работе отделения и профилактика психологического здоровья населения.
Основные направления деятельности по программе
1) информационно-просветительское; 2) психологическое; 3) социальное.
Основные мероприятия программы:
- просветительская и профилактическая работа с родителями и несовершеннолетними через СМИ, лекционные занятия, участие в круглых столах;
- индивидуальная или групповая работа с психологом и психотерапевтом;
- выполнение индивидуального социального запроса клиента;
- тематические, информационные, обучающие, развивающие и досуговые мероприятия;
- медицинский контроль психосоматического состояния.
При работе с семьёй предлагаются новые формы взаимодействия:
- Организация детских реабилитационных заездов в каникулярный период.
Цель данной формы работы с клиентами – профилактика и предупреждение безнадзорности и правонарушений.
Программа реабилитации детей предполагает: 1. Психологические игры; 2. Песочную терапию; 3. Сказкотерапию; 4. Детский боди-арт; 5. Водную терапию; 6. Экскурсии и посещение театров; 7. Коллективные творческие дела; 8. Конкурсы и викторины
2. Дистанционное консультирование. Для расширения формы поддержки семьи специалистами отделения был создан сайт, расширяющий возможности общения с населением. Сайт (www.psihologkrizis.ucoz.ru) функционирует с 2009 года. Проведено 98 полноценных консультаций психолога. В среднем за месяц на сайте 12 000 посещений. Также на сайте размещается информация о структуре работы отделения в целом, о проводимых социальных акциях.
3. Междисциплинарное ведение случая через создание межведомственной партнёрской сети.
Результаты и выводы
В ходе реализации индивидуальных программ социально-психологической реабилитации данной категории клиентов была отработана не только теоретическая схема взаимодействия, но и получен богатый позитивный опыт социального партнёрства с различными ведомствами по жизнеустройству женщин и несовершеннолетних. Был осуществлён комплекс мероприятий: определение статуса; оформление инвалидности; содействие в окончании учебного процесса и получение сертификатов; восстановление документов, удостоверяющих личность и гражданство; формирование позиции осознанного материнства, жизнеустройство несовершеннолетних, из социально-дезадаптивных и асоциальных семей (в т.ч., беременных несовершеннолетних, несовершеннолетних с малолетними детьми).
Эффективность работы специалистов по данному направлению отслеживается через анализ итоговых Анкет, социологический опрос и записи в Книге отзывов клиентов. Анализ итоговых анкет показал, что 95 % опрошенных отмечает улучшение своего эмоционального состояния после курса реабилитации, которое связано с решением важных жизненных вопросов, построением новых жизненных планов.Социологический опрос показывает, что 100 % опрошенных клиентов считают работу отделения в данном направлении необходимой и важной.
Программа «Мать и Дитя» зарекомендовала себя практическим обоснованным, рабочим и перспективным направлением деятельности отделения помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программа получила финансовую поддержку Общественной организации «Областной совет женщин».
Шумара Наталья Васильевна - заведующая Отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации с 2003 года, руководитель программы, образование высшее психологическое.
2006 год - опыт работы МУ «Центр социальной помощи семье и детям» обобщён и опубликован в пособии при содействии Министерства здравоохранения и социального развития РФ, ФГУ «Центральный Научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения РОСЗДРАВА», г. Москва.
2011 год разработка и апробация программы «Мать и Дитя», программа получила поддержку Областного совета женщин и ТНК B.P.
Хомякова Елена Валерьевна - отделение помощи женщинам, практический психолог (с августа 1999 г.). Имеет высшую квалификационную категорию по должности. Основное направление деятельности: работа с кризисными состояниями.
2000 год - публикуется авторский цикл занятий по сказкотерапии «Семь сказок радуги» (сборник «Тренинг по сказкотерапии», из-во «Речь», СПб, 2000г.).
2000 год - окончание Института специальной педагогики и психологии, получение квалификации «специальный психолог»;
2001 год - публикуется авторская психотерапевтическая сказка «Тайна цвета папоротника», направленный на профилактику химической зависимости у подростков
(сборник под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» (из-во «Речь», СПб, 2001г.).
2003 год - вместе с коллегой Касьяновой Т.В. принимает участие в III съезде российского психологического общества, VI всероссийской выставке достижений практической психологии. Присвоено звание Лауреата национального психологического конкурса «Золотая Психея», становится обладателем главного приза, по итогам 2002 года в номинации «Лучший проект 2002 года в психологической практике» как автор программы психологической реабилитации женщин, направленной на преодолении состояния горя «Жизнь после потери», г. С-Петербург; статья в сборнике межвузовского практического семинара «Психологическая служба в сфере образования: методика и практика» г. Оренбург : «Программа работы с горем «Жизнь после потери,
2006 год - опыт работы МУ «Центр социальной помощи семье и детям» обобщён и опубликован в пособии при содействии Министерства здравоохранения и социального развития РФ, ФГУ «Центральный Научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения РОСЗДРАВА», г. Москва. Хомякова Е.В. - один из ведущих авторов программы «Жизнь без насилия», которая включена в глобальный проект, функционирующий на базе МКУ ЦСПСиД - «Организация работы по социальной реабилитации несовершеннолетних матерей и девочек-подростков, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации». Все основные работы по апробации и реализации проекта проводились на протяжении четырёх лет (2003-2006 г.г.).
2007 год - становится финалистом ежегодного конкурса муниципального образовния «Город Оренбург» «Человек года» в номинации «Социальный работник года» по итогам 2007 года.
2010 год - вместе с коллегой Суслиной А.В. приняла участие в III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, организованной Министерством образования и науки РФ, Психологическим институтом Российской Академии образования в г. Краснодаре 25 февраля 2010 года. Программа «Золотая Осень» представлена в ознакомительной статье «Активная старость», которая вошла в сборник материалов конференции «Актуальные проблемы психологии активности личности».
2010 год - вместе с коллегой Суслиной А.В., в рамках социального партнёрства с Обдастным наркологическим диспансером, разрабатывают и апробируют Программу реабилитации женщин с созависимым поведением «Освобождение», направленную на реабилитацию членов семей зависимых пациентов наркологического диспансера.
2011 год разработка и апробация программы «Мать и Дитя», программа получила поддержку Областного совета женщин и ТНК B.P.
Суслина Анастасия Викторовна - психолог отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; практический психолог с 2002 г.; имеет II квалификационную категорию; с 2007г. преподаватель Оренбургского Государственного Университета, ф-та Гуманитарных и социальных наук, кафедры «Социальная психология»; аспирант заочной формы обучения; ведущий тренер Оренбургского тренингового центра «ШЭН». Основное направление деятельности: работа с кризисными состояниями. Имеет следующие опубликованные работы: статья в сборнике III Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России», Новосибирск 2010: «Качество высшего образования студентов как психолого-педагогическая проблема»; статья в сборнике III всероссийской научно-практической конференции « Актуальные проблемы психологии активности личности», Краснодар 2010: «Активная старость». Является разработчиком и ведущим таких тренингов как: «NLP- тактик», «В школу с радостью», «Истинная женщина», «Командообразование», «Эффективные переговоры», «Тренинг продаж», «Рождение Мечты», «Мудрость тела»; работа по реализации программы активизации личностного потенциала женщин пожилого возраста «Золотая Осень»; работа по созданию и реализации программы «Освобождение».