Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Программа психолого-педагогического сопровождения участников профильной смены «Межгалактическая академия чародейства и волшебства», направленная на развитие исследовательской компетентности младших школьников» (образовательная программа)

Авторы:

  • Вдовина Елена Григорьевна

    заместитель директора, КГБУ "Алтайский краевой центр ППМС-помощи", (Барнаул)

  • Глуховченко Марина Юрьевна

    заведующая отделом развивающего обучения, Городской детской оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Потенциал», (Барнаул)

  • Клюева Юлия Геннадьевна

    педагог-психолог, Городской детской оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Потенциал», (Барнаул)

  • Косова Елена Александровна

    педагог дополнительного образования, Городской детской оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Потенциал», (Барнаул)

Современная Россия нуждается в людях, способных работать в команде, креативно мыслить, умеющих работать с большим объемом информации. 

Интеллектуально-творческую подготовку детей и подростков в соответствии с новыми тенденциями целесообразно организовывать по принципу массового общедоступного спорта. Такой подход создаст благоприятную среду для развития одаренных детей и поднимет общий уровень образования в целом.

Многолетний опыт работы центра по  развитию исследовательского поведения младших школьников свидетельствует, что совершать «открытия» для них комфортнее в группе в контексте совместных переживаний и эмоций. Игровая развивающая среда профильной смены способствует их социальному закаливанию посредством погружения в определенную систему ценностей и культурных образцов при непосредственном включении в разнообразную поисково-исследовательскую деятельность.

Социальная значимость проекта заключается в оптимизации адаптационной модели поведения ее участников (повышение поведенческой гибкости, формирование коммуникативной компетентности, эмпатии).

Практическая значимость проекта заключается:

  • в создании команды педагогов, обладающих системными профессиональными качествами для эффективной работы  с младшими школьниками с признаками интеллектуальной одаренности;
  • в формировании устойчивой мотивации  к осознанному исследовательскому поведению у участников проекта и дальнейшее их участие в городском конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я-исследователь».

Научная значимость проекта заключается создании интегрированной образовательной программы, сочетающей в своей игровой основе предметно-образовательные и психоразвивающие функции.

Целью проекта является вовлечение младших школьников в активную творческую деятельность и развитие навыков самостоятельной организации собственных исследований и проектов.

Задачи, которые решались в процессе подготовки и проведения профильной смены:

  1. Развитие исследовательского поведения детей;
  2. Развитие креативности у участников профильной смены;
  3. Развитие социального поведения и компетентности  детей с признаками интеллектуальной одаренности;
  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих руководство проектной деятельностью  младших школьников.

Содержание

Профильные смены для будущих участников городского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников  «Я-исследователь»  традиционно проводятся сотрудниками центра в дни осенних каникул на базе загородного детского оздоровительного лагеря  «Кристалл». В 2011 году такая смена проводилась пятый раз с 01.11. по 07.11. Участники проекта - 38 детей от 8 до 11 лет (количество участников ограничено вместимостью зимнего корпуса лагеря). Тематика и содержание смены меняется ежегодно, поэтому каждую профильную смену можно рассматривать как самостоятельный образовательный проект.

Программа основана на модели сюжетно-ролевой игры  в формате игры-квеста и является игровой копией жизни волшебников в Школе Хогвартс.

Ученики Межгалактической академии чародейства и волшебства призваны выполнить миссию – отыскать Магический кристалл.

Они распределены по трем факультетам со своей легендой, символикой, наставниками. Внутри факультета происходит деление на учебные группы по профилю деятельности (астронавты, психологи, дизайнеры).  Под руководством наставников каждая учебная группа изучает свой предмет через организацию опытов,  экспериментов, решение ТРИЗовских задач. Все события, которые происходят в Академии после занятий на факультетах, актуализируют необходимость интеграции физических и интеллектуальных сил всех участников проекта, апробацию полученного опыта и выработку навыков исследовательского поведения.

В процессе игры-квеста, наставники, в соответствие со своей игровой легендой, выступают фасилитаторами и непосредственными участниками возникающих социальных взаимоотношений, создавая ситуации выбора способа достижения участниками своих индивидуальных и групповых целей.

На протяжении всей профильной смены осуществляется психологическое сопровождение участников: индивидуальное психологическое консультирование в «тайной комнате», ежевечерняя рефлексия на «сборе факультета» с последующей релаксацией, психодиагностика эмоционального состояния. Для диагностики интеллектуальных и творческих способностей детей были использованы тест  дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса (модифицированный вариант Е.Е. Туник) и тест Равена. Полученная информация позволила внести коррективы в содержание профильной смены, реализовать индивидуальный подход в построении учебных и воспитательных занятий.

Выводы и результаты

Технологическим условием реализации поставленных задач проекта является коллективно творческая событийная деятельность всех его участников,  выстроенная в соответствие с логикой развития драматургии сюжета: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал. Исследовательская деятельность участников профильной смены явилась системообразующей развивающей средой. 

Многочисленные позитивные отзывы участников смены, их родителей и педагогов свидетельствуют об эффективности данного проекта. Неформальный характер организации самодеятельности детей в ролевом игровом пространстве актуализирует у участников профильной смены установку на  интеллектуальное творчество, формирует устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности, создает условия для социальных проб детей в имитируемой социально-игровой деятельности.   Статистика прошлых лет показывает, что участниками городского конкурса исследовательских работ и проектов «Я-исследователь» (ежегодно в марте) становится не менее 90% участников профильной смены, лауреатами конкурса – не менее 50%.

Решающим фактором успешной реализации проекта явилась взаимодополняемость и креативность команды разработчиков и организаторов профильной смены (методисты, психологи, педагоги дополнительного образования, программист), обладающих необходимыми  личностными и профессиональными качествами для создания данного образовательного проекта.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе