- Трусь Александр Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, Институт бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета (Минск)
Актуальность
Бурное развитие в нашей стране в последние годы современных форм прикладной психологии – тренинга, консультирования, коучинга – ставит перед теоретиками и практиками, работающими в этой сфере – психологами, консультантами, тренерами – новые амбициозные задачи. Одной из таких задач является удовлетворение имеющейся у специалистов помогающих профессий насущной потребности в расширении эффективного инструментария работы в групповом и клиентском формате. Работа тренера – это технология и творчество, наука и искусство, четкость и прагматичность цели и многовариантность путей ее достижения. Инструментально-методическая составляющая является важным фактором достижения целей социально-психологического тренинга.
Мастерство тренера определяется различными компетенциями, среди которых умение подбирать либо конструировать методические процедуры и грамотно их встраивать в контекст программы, а затем корректно реализовывать в группе для достижения заявленных целей является, одной из ключевых. Для того чтобы тренинг был ярким, содержательным и эффективным, а также для наступления в результате его проведения запланированных изменений, тренер использует различные инструменты.
С момента возникновения тренинга как формы групповой психологической работы произошла существенная «продвижка» в используемых тренерами методических средствах. Появление первых информационных носителей позволило существенно обогатить инструментальную тренинговую палитру. Современные информационные технологии дают возможность тренеру значительно расширить спектр реализуемого им инструментария.
В отличие от других методических средств, вопросу использования в тренинге процедуры видеообсуждения в настоящее время в литературе, к сожалению, отводится незначительное внимание. В практических пособиях, посвященных различным тренинговым программам, авторами которых являются наши российские коллеги, о процедуре видеообсуждения практически ничего не сказано. Это, по нашему мнению, определяется, как «молодостью» данного методического инструмента по сравнению, к примеру, с психогимнастикой и ролевыми играми, так и определенными сложностями в подготовке и реализации самой процедуры видеообсуждения в группе. Как и любой инструмент, видеообсуждение показывает свою эффективность при условии его грамотного использования, оно запускает наступление запланированных эффектов в том случае, если тренером соблюдены технологические аспекты его реализации.
Научная и практическая значимость
- проект вносит вклад в разработку теории и методологии социально-психологического тренинга как опытного научения и многофункционального метода преднамеренных изменений личности, группы и организации;
- проект адресован специалистам в области социально-психологического тренинга, иных форм групповой работы для расширения их профессионального репертуара, пополнения «инструментального багажа» новыми, оригинальными апробированными методическими средствами из практики видеообсуждения;
- проект направлен на получение тренерами готовых, описанных в категориях «Миф – Шеринг – Рефлексия» инструментов работы с группой в различных тренинговых программах по управленческой, коммуникативной, командообразовательной и иной, актуальной в современных условиях, тематике;
- описанная авторская технология реализации процедуры видеообсуждения в социально-психологическом тренинге позволяет тренеру грамотно работать с ориентировочной рефлексией участников, снять возможное сопротивление и получить запланированные содержательные и динамические эффекты с учетом особенностей участников и исходя из целевой составляющей тренинга;
- проект позволит ведущим тренинговых групп расширить границы в их профессиональной деятельности, сформировать новый взгляд на возможности работы с личностью, группой и современной организацией, новое видение себя, как специалиста, развитие своего творческого потенциала;
- проект ориентирован на стимулирование у тренеров познавательной активности, придания им импульса для создания собственных авторских техник для успешной реализации в своих программах.
Основное содержание работы
Работа состоит из: введения, двух глав – концептуально-теоретической «Теоретические и методические аспекты использования видеообсуждения в тренинге» и инструментально-прикладной «Видеообсуждение в работе тренера», заключения.
В проекте показана значимость корректного инструментально-методического обеспечения социально-психологического тренинга для получения содержательных и динамических эффектов в группе, достижения результирующей составляющей программы – наступления изменений на личностном, групповом и организационном уровнях. Описаны особенности процедуры видеообсуждения в тренинге, ее современное состояние, основные направления.
Особое внимание уделено методическим особенностям реализации видеообсуждения в социально-психологическом тренинге. Приводится авторская технология работы тренера с процедурой видеообсуждения в социально-психологическом тренинге, которая позволяет ему:
- сформировать у участников четкое понимание целевой составляющей предлагаемой им процедуры видеообсуждения;
- замотивировать их на конструктивную работу по выполнению задания и снять возможное сопротивление;
- грамотно организовать процесс выполнения задания и корректно провести процедуру в группе;
- получить запланированные эффекты, сформулированные в категориях изменений в участниках и в группе.
Описанная технология включает три этапа:
- подготовительный;
- реализации;
- обсуждения и получения «сухих остатков».
Автором предлагается разделить третий этап на две части:
- шеринга – анализа полученных участниками результатов работы в категориях «Здесь и сейчас»;
- рефлексии – анализа проведенного взаимодействия из позиции участника тренинга, в категориях «Там и тогда», что позволяет тренеру получить запланированные изменения, то есть корректно реализовать целевую составляющую тренинга.
В практическом пособии детально описан широкий спектр методического инструментария, относящегося к процедуре видеообсуждения для реализации его в социально-психологическом тренинге. Тренерам представлено несколько десятков готовых процедур из художественных и мультипликационных фильмов для использования в различных программах. Особенности реализации предлагаемых инструментов проиллюстрированы примерами из практики.
Читателям предлагается «тренерский тренажер» для самостоятельной подготовки процедуры видеообсуждения к ее реализации в различных тренингах – написание мифа процедуры, а также подготовки вопросов для этапов шеринга и рефлексии с целью получения запланированных эффекттов.
Результаты, выводы
- видеообсуждение в тренинге – область поистине безграничная и открывающая широкие инструментальные и ресурсные возможности для тренера;
- предлагаемые методические инструменты из области видеообсуждения позволяют автору и ведущему программы эффективно решать содержательные и динамические задачи в социально-психологическом тренинге;
- использование видеообсуждения в тренинге позволяет сделать его не только эффективным и увлекательным образовательным мероприятием, но и ярким Событием в организационной жизни предприятия и в практике обучения руководителей и сотрудников.